Марущенко Надежда
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Земля заповедная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Познавательное развитие
Ознакомление с миром природы
Тема: "Земля заповедная"
Воспитатель: Марущенко Н. С.
МБДОУ №49
Старшая логопедическая группа
Владикавказ 2019
Цель: Дать понятие о назначении заповедника : закрепить умение определять
твердые и мягкие согласные звуки в словах; образовывать слова – названия детенышей суффиксальным способом; закрепить понятие предложение и порядок слов в нем; умение доказывать свою мысль в форме монологической и диалогической речи.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы „Земля заповедная“» размещена в разделах
Материал: Красная книга РСО-А, набор картинок: белка, медведь, волк, заяц,
олень, лиса, зубр, носорог, бегемот, зебра, аист, ворона, жук, ромашка, фиалка, мак, подснежник, подосиновик, подберезовик, подсолнух, сюжетные картинки: человек: с ружьем, с фоторужьем, с топором, с пилой.
Ход: Послушайте стихотворение:
"Наша Родина – Кавказ,
Горы снежные у нас.
Край зовут наш – Иристон
Мы в Осетии живем".
Вопросы:
• О чем это стихотворение?
• Как называется наш край? (Кавказ)
• Какие горы у нас? (высокие заснеженные Кавказские горы)
• В какой республике мы живем? (РСО-Алания)
• Как называется наша страна (Россия)
• Можно ли про нее сказать? Что это земля? (да, это наша родная земля)
• Родная земля добрая или злая?
Дети: 1. Родная земля добрая, а чужая – злая.
2. Родина бережет своих людей и любит.
3. Наша земля – это наша Родина, наш дом.
Вос-ль:
• Да, наша земля – это огромный прекрасный заповедник.
• Каким еще словом можно назвать слово "Земля"? (почва, суша, планета).
Вос-ль: Может ли человек жить вместе с дикими животными в мире?
Дети:
• Человек может жить в мире с дикими животными.
• Есть легенда об этом:
В ущелье в горах Грузии жил святой Шио, Монах. Однажды на стадо овец напал волк и утащил одну овцу. Потом это повторилось несколько раз. Все просили Шио помолиться богу, чтобы злой волк ушел из леса. Шио же призвал к себе всех зверей, живущих в лесу и сказал, что этот волк нарушает Заповедь любви и получит наказание: он будет пасти стадо овец, не смея тронуть ни одну из них.
(продолжает другой ребенок) так и было. И вот однажды пропала ещё одна овца. Волк всем своим видом показал, что это не он. И действительно, та овца сама упала в пропасть. И Шио сжалился над волком, так как его могли убить. И сказал Шио, чтобы ни один волк больше не приближался к монастырю и не жил в ближних лесах. Это было двести лет назад. Но и сейчас волки там не водятся.
А я знаю, что Святой Серафим приучал диких животных: медведя и волка.
Вос-ль: Когда мирен Дух человека, вокруг него тоже все преобладает в
мире.
• Где живут дикие звери?
(звери живут в лесах, в тундре, на Северном полюсе, в пустынях, в горах)
• А редкие виды животных растений где обитают? (в зоопарках, в заповедниках).
• Если животных становится совсем мало куда их заносят?
Дети: Если животных, растений, насекомых становится в природе мало, то
их заносят в Красную Книгу. Они находятся под охраной.
Но есть в Красных книгах России и Осетии черные страницы, что
означает, что этих животных уже нет в природе или совсем мало.
Вос-ль: мы отправляемся в путешествие по заповедным местам и в этом
путешествии нам встретятся интересные задания.
- Вот мы с вами в заповедном лесу.
Ваше задание: определить и назвать первый твердый или мягкий звук в словах – картинках.
Задание № 1: «Игра «Часовые» (звуки согласные твердые, мягкие)
(зубр, белка, мак, фиалка, ромашка, кислица, лиса, волк, подснежник, заяц, медведь) дети определяют, объясняют
• Кто из этих животных занесен в Красную Книгу? (зубр)
• Какое из этих растений занесено в Красную Книгу? (подснежник)
Задание №2 «Ремонт слов» (образование названий детенышей животных с помощью суффиксов –онок; - енок)
белка – ёж – заяц –
лиса – олень – волк –
тигр – кот – лось –
медведь – лось–
(дети выполняют задание)
Задание №3 «Что под чем растет?»
• Что растет под березой? (подберезовик)
• Что растет под осиной? (подосиновик)
• Что растет под снегом? (подснежник)
• Как образовались эти слова? (с приставкой – «под»)
Чем похожи эти слова: подберезовик, подосиновик, подсолнух
(все начинаются с «под»
Задание №4 «Живое предложение»
(дети составляют предложение о подснежнике и доказывают, что слова – предметы и слова – описания согласуются в форме одного числа и рода).
Дети: В лесу вырос красивый подснежник
Красивый вырос в лесу подснежник
Вырос подснежник красивый в лесу
(как бы не переставляли слова внутри предложения, слова по-прежнему согласуются в числе и роде).
Вос-ль: С нами в заповедник собрались и эти люди.
( показ сюжетных картинок: люди с ружьем, топором, пилой)
Возьмем мы этих людей с собой? Почему?
Дети: - Этих людей брать нельзя в заповедник. Это вредители природы : они
идут погубить лес: срубить и спилить деревья, убить животных.
- Ружье можно взять только для того, чтобы ввести лекарство
больному животному.
- С собой можно брать только фоторужье чтобы сфотографировать
интересное.
Вос-ль: Мы попали с вами в заповедник. Давайте послушаем, о чем говорят звери (дети берут зверей – игрушки и говорят от их лица.)
Зайчонок: не шуми, когда проходишь мимо наших домиков. Мы можем
испугаться, убежать и заблудится.
Медвежонок: не мешай нам, не буди нас. Подумай о том, хорошо ли тебе
будет, если чужие люди побеспокоят тебя в твоем доме.
Еж: Фу-фу, сколько мусора, бумаги, консервных банок. Всё бросили и не
убрали. А нам убирать! Ох, уж эти туристы!
Бельчонок: Ходят, громко говорят, музыка громко играет, пугают нас, а мы
из дупла – выйти не можем, чтобы познакомиться с грибами,
орехами, ягодами.
Вос-ль: Вот видите, если понимать язык животных, то можно услышать,
как люди иногда некоторые ведут себя неправильно в зоопарке,
заповедниках; мешают обитателям, нарушают их покой.
Животным и так трудно приходится в природе выживать еще и
люди им покоя не дают.
Ваше задание №5 «Красная книга Осетии»
• Какие страницы есть в Красной книги Осетии? (черные, белые, зеленые, желтые)
• Что означает каждая страница в Красной книги Осетии?
• Какие животные и растения туда занесены?
Дети: В Красной книге Осетии – есть черные, красные, жёлтые, белые,
зеленые страницы.
• На черных страницах записаны растения и животные исчезнувшие полностью с территории РСО-Алания: это степной орел, красавка, дрофа, стрепет, авдотка.
• Есть и звери на черной странице РСО-А: это летучая мышь обыкновенный длиннокрыл, кавказская европейская норка, южно-русская перевязка, переднеазиатский леопард, или барс (он уничтожен почти на всей территории Кавказа).
• На желтых страницах – животные и растения численность которых сокращается.
• На желтых страницах записаны: тис ягодный, подснежник узколистный, колокольчик: осетинский, ардонский, цейский.
• Еще на желтых страницах записаны: кавказский тетерев, желтобрюхий полоз, Махаон – бабочка.
• На красных страницах записаны: черный гриф, кавказская речная выдра – исчезающие виды.
• На белой странице – редко встречающие: копытень промежуточный.
• На зеленой странице пока записан зубр, численность которого восстанавливается.
Вос-ль: Нам пора возвращаться домой. Мы побывали с вами на нашей
заповедной земле. Земля – это русское поле, а мы лишь тонкие его колоски. Станем ли мы сорняками или злаками – зависит от нас, также как и великое чувство любви, благодарности и желание охранять, оберегать нашу русскую землю.