Светлана Назарова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 97»
Конспект НОД (ознакомление с окружающим) в средней группе
«Осенний лес»
Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.
Цель:
Закрепление и расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе и жизни птиц и зверей.
Задачи:
• Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе
• Целенаправленно мотивировать эмоциональную и познавательную активность детей посредством игровых заданий
• Развивать умение действовать в коллективе сверстников
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
• Воспитывать выдержку, терпение
• Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность.
Оборудование: Квадратики или дощечки имитирующие кочки, обручи, бревнышко, кленовые листочки из бумаги (по два на каждого ребенка) и листья клена, липы, осины, веточка сосны, елки, листочек рябины, большие геометрические фигуры из картона, веточка березы в вазе, игрушка Зайчик, игрушка Ёжик, корзина с морковью и картофелем, два пустых ведра, текст письма на одном осеннем листочке, аудиозаписи веселой музыки для игр, аудиозапись песни «Во поле береза стояла» и минусовка песни «Листопад», угощение (яблоки).
Ход занятия
Занятие проходит в увлекательной форме!
Воспитатель:
Желтой краской крашу я
поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
Ответ детей: (Осень)
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, какая бывает Осень?
Ответы детей
Воспитатель: Да, Осень бывает разная, говорят даже, что осени бывает две.
Одна осень – радостная, яркая, богатая урожаем, её называют «Золотой».
Другая осень – грустная, с тихим плачем дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, первым снегом, первыми морозами. Этот период называют – поздней осенью.
Скажите, ребята, сейчас какая осень?
Дети: Золотая.
Воспитатель: Для вас еще несколько загадок, отгадайте.
1. Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали. (урожай)
2. Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
3. Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
4. Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
5. Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
6. Растут — зеленеют.
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
(Листья.)
7. Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
8. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажи-ка нам скорей! (Туча.)
Воспитатель: Ребята, я вам хочу предложить совершить прогулку в осенний лес, в гости к осени. Ну, что согласны?
Посмотрите, сколько везде осенних листочков! Посмотрите, какая красота!
Ребята, давайте поиграем в игру.
Игра «Лист, лети ко мне»
Воспитатель раздает детям кленовые листочки. Дети кружатся под музыку, пока воспитатель ни скажет, к примеру: «Кленовые листочки, летите ко мне». Должны подбежать дети с кленовыми листьями в руках.
Воспитатель: Ну что, все собрались. А теперь все идем в лес.
Ребята, тропинка, которая ведет в лес не простая. Нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться.
Положить на пол квадратики или дощечки.
Дети проходят по кочкам, высоко поднимая ноги.
Воспитатель: А теперь идём по бревну, руки в стороны для равновесия, осторожно не упадите! Потому что вокруг сырой мох.
А теперь по большим кочкам, скачем ноги вместе (перескакивают из обруча в обруч).
Ах, что же случилось? Ни тропинки, ни дорожки нет, что же нам делать? Я придумала, мы сами сделаем себе тропинку!
Воспитатель раздаёт детям геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, что я вам раздала? Правильно геометрические фигуры (большие геометрические фигуры заранее вырезать из картона). Сейчас мы будем выкладывать себе тропинку, и, каждый скажет, какая у него геометрическая фигура.
Дети выкладывают тропинку
Воспитатель: Ну вот, наконец-то мы в лесу! Посмотрите как тут чудесно, птички поют…
А скажите, пожалуйста, каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Серая цапля, ласточка, иволга, стриж, соловей, скворец, кукушка, грач, журавль.
Воспитатель: Куда они улетают? И почему?
Дети: В теплые края. Потому что зимой птицам нечем питаться, так как насекомые зимой погибают или впадают в спячку. И птицы улетают, чтобы не умереть от голода.
Воспитатель: А какие птицы остаются? И почему?
Дети: Зимующие птицы: снегирь, воробей, синица, дятел, голубь, ворона, галка, тетерев, куропатка, филин, сова.
Потому что эти птицы могут добывать себе питание сами среди снега. Это семена растений, ягоды, пищевые отбросы, мелкие животные. А еще некоторым птицам, например, снегирям, воробьям, синицам помогает человек, строя и вешая кормушки около жилых домов.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Посмотрите вокруг, какие деревья в лесу красивые. Давайте по листочкам угадаем, как называются эти деревья.
На некоторых предметах или мебели в группе приклеены
по 3-4 листика некоторых видов деревьев.
Дети угадывают названия деревьев (клен, липа, осина, сосна, елка, рябина).
Воспитатель: А вот, посмотрите, какое дерево красивое! Ствол белый, на стволе черные крапинки. Как называется это дерево?
Дети увидели веточку березы.
Воспитатель заранее ее положил в вазу возле обруча.
Дети: Береза.
Воспитатель: Почитаем стихи.
Двое детей читают стихи про Осень
1-ый ребенок:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
2-ой ребенок:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Воспитатель: В хоровод все становитесь, вокруг березки покружитесь!
Дети водят хоровод под песню «Во поле береза стояла»
Воспитатель: Вдоль березок мы гуляли, в лес, ребята, мы попали. А в лесу, меж лип и сосен всех гостей встречает осень.
Воспитатель: Ребята, чтобы дальше продвигаться, нужно нам скорей размяться.
Физминутка «Ходит осень по дорожке»
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши).
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие звери обитают в лесу?
Дети: Медведь, лось, косуля, олень, рысь, белка, заяц, волк, лиса.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
Ребята, посмотрите, кто там спрятался за нашей березкой и дрожит?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Что любит зайчик?
Дети: Морковку.
Воспитатель: Давайте угостим зайчика. Я взяла корзинку с овощами. Там морковка и картошка. Мы высыпаем их на землю, а вы выбираете для зайчика отдельно морковку. Хорошо?
Игра «Сортируем овощи»
Игроки делятся на две команды, строятся в две шеренги. Одна команда должна собрать морковь, а другая картофель. В куче перемешаны морковь с картофелем. Каждый ребенок по очереди по сигналу бежит и выбирает только морковь – для своей команды и кладет быстро в ведро для моркови и встает сзади своей шеренги. С другой шеренги каждый ребенок по очереди выбирает только картофель – для своей команды и кладет быстро в ведро для картофеля и встает сзади своей шеренги. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил. Игра выполняется под музыку.
Воспитатель: Давайте несколько морковок отдадим зайчику, а остальные овощи возьмем в группу. Наш повар в детском саду приготовит для вас полезный салатик из морковки и вкусное картофельное пюре. Ребята, чем полезна морковь?
Дети: В ней много витаминов.
Воспитатель: Верно, ребята. А посмотрите, кто еще подбежал к нашей березке?
Я загадаю вам загадку.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ёжик).
Воспитатель: Ребята, а что это за листочек у него на колючки прицепился, на нем что-то написано. Давайте прочитаем.
Воспитатель читает текст на осеннем листке.
«Я очень рада, что вы пришли в осенний лес, любуетесь тем, как я красиво раскрасила листочки деревьев. У меня очень много дел, а времени осталось совсем мало, скоро меня сменит моя сестра Зимушка. Но вы не расстраивайтесь, я приготовила для вас сюрприз, поищите его! Я вас всех очень люблю и буду скучать! До встречи! Ваша ОСЕНЬ»
Воспитатель: Спасибо, ежик, что принес нам это письмо вовремя, не опоздал. Ну, что ж пойдём искать сюрприз!
Дети находят корзину с фруктами (яблоками)
Воспитатель: Какая замечательная Осень! У неё всегда такой богатый урожай! Ну, а в благодарность ей, мы прочтём стихи!
Дети читают стихи о приметах осени
3-ий ребенок:
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
4-ый ребенок:
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины,
В нитях белой паутины.
5-ый ребенок:
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река.
6-ой ребенок:
Это верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
7-ой ребенок:
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Сегодня мы рассказывали стихи, отгадывали загадки, играли в игры. Понравилась прогулка в осенний лес?
Дети: Да!
Воспитатель: Сейчас мы будем возвращаться из леса, а на прощание птичкам и зверятам давайте подарим песню про листопад.
Дети поют песню «Листопад»
Листик-листик-листопад.
Кто же в этом виноват?
Может, ветер озорной
Поиграть решил с листвой?
1) Лучик солнца отразился в чистом отблеске воды,
Ветер синий закружился над просторами земли.
Золотистым листопадом рассыпаясь в высоте,
Опустился на ладошку листик жёлтенький ко мне.
Припев:
Листик-листик-листопад,
Кто же в этом виноват,
Может ветер озорной,
Поиграть решил с листвой?
Листик-листик-листопад,
Листья желтые летят,
Кружат в танце надо мной,
Увлекая за собой.
2) Капли дождика искрятся и сверкают на воде,
Лист осенний уплывает, как кораблик, по реке.
Загадаю три желанья, тихо ветру прошепчу,
Листик желтый, словно птицу,
Из ладошки отпущу.
Припев:
Листик-листик-листопад,
Кто же в этом виноват,
Может ветер озорной,
Поиграть решил с листвой?
Листик-листик-листопад,
Листья желтые летят,
Кружат в танце надо мной,
Увлекая за собой.