ольга малова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «На дворе весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе
«На дворе весна»
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания о характерных признаках весны;
2. Подвести детей к самостоятельному выводу, где раньше появились первые цветы
3. Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом,
4. Обогащать знания о первоцветах;
5. Активизировать словарь: Проталина, капель, оттепель, первоцветы.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе „На дворе весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление детей;
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к природе, поощрять любознательность.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе весной; Рассматривание фото иллюстраций и картин по теме «Весна»
Оборудование: картина весна, отгадки к загадкам в картинках, картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, семена цветов "Настурции", фартуки, горшочек с землей, клеенка, лейка с водой.
Ход:
Воспитатель: Проходите ребята. Предлагаю встать полукругом, чтобы всем было видно. Мы с вами рассмотрим фото иллюстрации и картины. Кто скажет, что изображено на них?
Дети: Таяние снега, Проталинки. Солнце золотое, небо голубое, цветы., первые ручейки.
Воспитатель: А что мы с вами знаем об изменениях в природе весной?
Дети рассказывают, составляя краткий рассказ. (снег темнеет, оседает. Солнышко светит ярче и греет теплее. В небе появляются кучевые облака. В снегу появляются первые проталинки. На проталинках расцветают первые цветы.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на экран. Кто пришел к нам в гости (на экране изображена весна)
Предлагаю вам отгадать загадку.
Воспитатель читает загадку о весне.
Идёт красавица,
Земли касается,
Где был снег и лед,
Трава цветёт.
Дети: - Это Весна.
Воспитатель:- Да, ребята, она прислала нам письмо. Послушайте, что она пишет:
«Я спешила к вам, друзья,
Разубрать луга, поля,
Помогите, детвора,
Мне, Весне-красе, убраться,
Все в природе пробудить,
Сил своих вы не жалейте,
Вам нужны сноровка, знания,
Чтобы выполнить задания.»
Воспитатель: Ребята, поможем весне.
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Предлагаю позвать на помощь солнышко.
Закличка «Солнышко» (с хлопками) :
Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)
Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)
Платье алое надень, (хлопки по коленям)
Подари нам красный день! (хлопки над головой).
Ребята, чтобы нам легче было выполнить задания, весна прислала на помощь своих братьев месяцев. Кто знает. как называются весенние месяцы?
Дети: Весенние месяцы называются март, апрель, май.
Воспитатель: Ребята, позвольте вам представить первый месяц весны.
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках
По снегам бежит мальчишка.
Снег пугает шалунишку:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - Март.
Он принес нам загадки, загадки о первых весенних цветах. Давайте отгадаем их:
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник)
Золотым лучом согрет
Вырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет
(Мать-и-мачеха)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы :
Распустились (крокусы).
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит (одуванчик).
Воспитатель: А на что похож одуванчик?
Дети: На солнышко.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Дети: Солнце.
Воспитатель: Что происходит с солнышком весной?
Дети:
- Весной солнце не только светит, но и греет, припекает, ласкает. День становится длиннее.
Воспитатель: -
Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки
Холодны, прозрачны, звонки,
А растут макушкой вниз.
Ты под них не становись!
Дети: - Это сосульки.
Воспитатель:
-Что происходит с сосульками весной?
Дети:
- Весной сосульки под солнцем тают, капают.
Воспитатель: - Лед на речке треснул, солнце пригревает.
Речка зашумела, льдины подгоняет.
Весеннее явление, как его называют?
Дети - Это называется ледоход.
Воспитатель: - Что происходит со льдом весной?
Дети:
- Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывёт.
Воспитатель: -
Он в голубой рубашке, Бежит весною по овражку,
Журчит звонкий голосок,
Кто же это?
Дети: - Ручеек.
Воспитатель:
-Что вы можете рассказать о ручейках?
Дети: - Снег весной тает и превращается в ручьи, которые бегут, журчат, звенят.
Воспитатель:
- Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор.
Дети: - Это трава.
Воспитатель:- Что вы можете рассказать о траве?
Дети:- Весной земля согревается под солнцем и начинает пробиваться молодая трава.
Воспитатель:
- На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Дети: - Это муравейник.
Воспитатель: - Что происходит с насекомыми весной?
Дети: - Весной насекомые просыпаются и вылезают из своих укрытий.
Воспитатель: - На ветках — плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
Дети: - Это почки на деревьях.
Воспитатель: - Что вы можете рассказать о почках на деревьях?
Дети:- Весной на деревьях распускаются почки.
Воспитатель: - Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
Дети: - Гнездо.
3. Дидактическая игра "Какая птица?"
Воспитатель: - А сейчас я хочу представить вам второй месяц весны.
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех Апрель.
- Ребята, месяц Апрель принес кормушку, а в ней так много птиц, что он не знает, какая из них зимующая, а какая перелетная. Он просит вас назвать птицу и прикрепить зимующую птицу на снежинку, а перелетную птицу на солнышко.
Дети становятся вокруг кормушки, берут картинку с изображением птицы, демонстрируют детям, называют ее и прикрепляют на мольберт.
Дети:
- Синица - зимующая птица, прикреплю на снежинку.
- Воробей - зимующая птица, прикреплю на снежинку.
- Снегирь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.
- Голубь - зимующая птица,прикреплю на снежинку.
- Ласточка - перелетная птица, прикреплю на солнышко.
- Журавль - перелетная птица, прикреплю на солнышко.
- Скворец - перелетная птица, прикреплю на солнышко
- Лебедь - перелетная птица, прикреплю на солнышко.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, помогли месяцу Апрелю. А теперь немного поиграем.
4. Физкультминутка «Весна идет".
Улыбаются все люди –
Весна! Весна! Весна! (Идут по кругу)
Она везде, она повсюду (Поднимают руки над головой и
Красна! Красна, Красна! ритмично хлопают в ладоши) По лугу, лесу и полянке
Идет! Идет! Идет! (Ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовет! Зовет! Зовет! (Взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит! Звенит! Звенит! (Ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой
Журчит! Журчит! Журчит! (Потирают ладони)
Разносит запахи повсюду
Цветов! Цветов! Цветов! (Из пальцев делают бутон)
И все живое сразу дышит
Весной! Весной! Весной! (Идут по кругу)
Воспитатель: - Ребята, встречайте еще одного гостя. Это - третий месяц весны.
В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся - всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
"Ландыш мой, благоухай!"
- Повелел весёлый Май.
- Ребята, месяц Май перепутал пазлы, на которых изображены первые весенние цветы и просит вас помочь собрать их.
Дети садятся за стол и работают с пазлами ( собирают картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш.
6. Рассказ воспитателя о мать-и-мачехе.
Воспитатель: Самый первый из всех первоцветов, его можно увидеть повсюду. Называется это растение Мать-и-мачеха. Цветков у мать-и-мачехи сразу много, и видны они издали — желтенькие, яркие, будто маленькие фонарики, которые зажгла весна. Почему растение назвали «мать-и-мачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны – мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям — тёплые. Тепло в жизни идёт от матери. Ну а холодок…Вот и назвали весенний первоцвет – мать-и-мачеха. Цветок мать-и-мачеха занесен в Красную книгу. И все цветы, которые вы сегодня собрали, тоже занесены в Красную книгу. В Красную книгу заносят редкие растения, которые необходимо охранять.
Воспитатель:О каком времени года мы сегодня говорили, ребята?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Молодцы. Я считаю, что сегодня мы с вами оказали Весне большую помощь. Теперь она точно справится с проказами Зимы.