Ольга Головина
Познавательное развитие дошкольников средствами ФЭМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие дошкольников средствами ФЕМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Публикация «Познавательное развитие дошкольников средствами ФЭМП в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.
Многие исследователи Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.
В возрасте 5 до 7 лет развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
Для того чтобы были реализованы задачи математического развития детей, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует организованная самостоятельная математическая деятельность детей дошкольного возраста.
В ходе самостоятельной математической деятельности дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.
Для реализации задач математического содержания необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: вариативности, открытости, индивидуализации; научной обоснованности и практической применимости. Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста, является интеграция области «познавательное развитие» с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях.
В настоящее время в практику дошкольных учреждений внедрились такие формы организации образовательного процесса как: непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность взрослых и детей, самостоятельная образовательная деятельность.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда, которая позволяет создать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Активность ребенка в условиях, обогащенной таким образом, стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Дидактические игры, Игровые материалы, Настольно - печатные и развивающие игры, Раздаточный материал, Материалы для индивидуального развития, Раскраски. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Одним из главных критериев выбора педагогами форм работы по математике и видов деятельности детей является адекватность возрасту. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики» ,
«Веселый кубик», и т. д)
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: Лиса и гуси, Мельница, Волки и овцы;
- головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» и т. д.»
- логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.)
- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур( «Матрешка», «Геометрическая мозаика» и т. д.)
- игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую») Особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характера: Танграм, Волшебный круг, Колумбово яйцо.
«Составь множество»; «Помоги числам найти свое место»; «Какой цифры не стало»;
«Составь число»; «Геометрическое лото»; «Фигуры из цветной мозаики»;«Раньше - позже»; «Найди на ощупь»; «Составь узор» «Успей вовремя» «Назови сутки»
«Живая неделя» «12 месяцев» «Рисуем дорожку к участку» и мн. др.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Специфика игр с правилами состоит в том, что в условной, мотивированной игровыми целями ситуации дети применяют, обогащают и конкретизируют свои представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, материалах, действиях с ними, знакомятся с разнообразными символами.
Игра «Школа». Игра «Путешествие». Игра «Почта», игра «Магазин», игра «Поликлинника», игра «Аптека», Игра «Ателье». «Дом мод». Игра «Исследователи».
-Подвижные игры так же позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины.
«Успей за 1 минуту», «Классики», «Найди свое место»; «Путешествие»(квест, «Найди пару», «Неделя, стройся», «Живые числа», «Найди по звуку», «Горячо-холодно»(ориентировка в пространстве, «Кто какого роста?», «Составь число» и. т. д.
относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт (результат). При этом в конструирование заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения.
Конструктивная деятельность способствует развитию мышления, пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции.
Оригами: животные, насекомые, растения
Конструирование по схемам: Здания, мосты, «Корабли», «Машины», «Летательные аппараты», «Космический корабль»
Конструирование из природных материалов: ракушки, шишки, скорлупки от разных орехов.
Конструирование из большого и Лего конструктора и мн. др.
Игра».(сюжетно-ролевая+ конструирование) «Строительство». «Водители». «Гараж, «Построй по памяти» «Построй с закрытыми глазами»,
Формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию дошкольников в этой деятельности.