Ушакова Анна Сергеевна
Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это возраст образования и развития самых общих навыков, которые улучшаются и дифференцируются по мере взросления ребенка. Один из важнейших навыков - способность учиться. Задача педагогов - использовать наиболее эффективные учебно-воспитательные средства, основанные на современных методах и образовательных технологиях, не для насыщения ребенка информацией, а для развития у него познавательного интереса, умения самим приобретать знания, чтобы применять их в различных жизненные ситуации.
Публикация «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет, что содержание образовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и навыков детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :
- социальное и коммуникативное развитие;
- когнитивное развитие;
- развитие речи;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Когнитивное развитие включает :
- развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей;
- формирование познавательных действий, формирование сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах в среде, свойствах и отношениях объектов в среде (форма, цвет, размер, материал, звук, ритм, темп, количество, количество, часть и целое, пространстве и времени, особенностях природы, разнообразии стран и народов мира.
Это достигается за счет использования основных принципов ФГОС ДО, которые включают реализацию программы в формах, характерных для детей данной возрастной группы, в основном в форме игр, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой деятельности, которая способствует художественному и эстетическому развитию ребенка.
Образовательное направление «Познавательное развитие» ФГОС ДО включает:
- воспитание элементарных математических понятий;
- развитие познавательной и исследовательской деятельности;
- знакомство с предметной областью;
- знакомство с социальным миром;
- знакомство с природой.
Важным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Познавательные интересы - это стремление ребенка узнавать новое о качествах, свойствах предметов, явлений, находить связи и отношения между ними.
Познавательная деятельность - это деятельность детей, с помощью которой они стремятся приобрести новые знания, навыки и умения. В то же время развивается внутренняя решимость, и возникает постоянная потребность в различных способах действия, чтобы накапливать знания и расширять кругозор.
Итак, когнитивное развитие - это серия количественных и качественных изменений, которые происходят в когнитивных психических процессах, связанных с возрастом, под влиянием окружающей среды и собственного опыта ребенка.
Ядром когнитивного развития является развитие умственных способностей. А навыки, в свою очередь, являются предпосылкой успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольника предполагает, что его следует рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Стадии познавательного развития включают любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса и познавательной активности.
Любопытство. Характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребенок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
Любознательность. Представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.
Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
Познавательная активность. Основой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача.
Следует избегать факторов, тормозящих развитие познавательной активности детей :
- авторитарный стиль обращения со взрослым и ребенком;
- угроза наказания за неуспешное действие;
- оценочная обработка действий и личности ребенка;
- постоянная критика ребенка;
- эмоциональное неприятие ребенка;
- отсутствие творческой атмосферы в педагогическом коллективе.
Познавательное развитие дошкольников должно способствовать достижению следующей цели по окончании дошкольного образования : ребенок освоил основные способы культурной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности - игре, общении, познавательных исследованиях, дизайн и др.
Обязательным условием, способствующим развитию познавательной активности учащихся, является создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе детей, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.