Получи документы

Познавательное развитие детей младшего возраста посредством ознакомления с художественной литературой

Нина Анатольевна Румянцева
Познавательное развитие детей младшего возраста посредством ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой.

Формирование духовного облика человека совершается в процессе познания окружающего мира, начиная с дошкольного возраста. Важную роль при этом играет воспитание, существенным фактором которого выступает природа.

Публикация «Познавательное развитие детей младшего возраста посредством ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах

Воспитательное значение природы очень велико. Общение с природой положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует и развивает их. Ребёнок со временем понимает, что любоваться природой – значит поддерживать её красоту, любоваться поступком – значит стремиться к такому же правильному поведению. Ни в чём не приходится быть такими терпеливыми, как в воспитании чувств. «Это самое трудное в нашей работе, здесь требуется постоянная поддержка стремления детей к истине, справедливости и доброте…» - говорил В. А. Сухомлинский.

Проблема развития чувств по отношению к природе до сих пор принадлежит к числу наименее разработанных в психологической и педагогической литературе. Слабо отражён этот вопрос и в практике воспитания дошкольников. Учёные утверждают, что эстетическое восприятие природы, как и чувство красоты, не является врождённым, богатейшая природа сама по себе не обеспечивает развития и не формирует личность, однако индивидуальное освоение содержания экологической культуры каждым человеком возможно.

В. Г. Белинский, подчёркивая значение литературного искусства для формирования личности, советовал не беспокоиться о том, что дети мало поймут, главное – чтобы больше чувствовали.

Детская литература о природе как часть искусства слова в этом отношении уникальна: она чётко адресована, имеет свои особенности, определяется воспитательно-образовательными задачами и юным возрастом читателей. Используя слово как средство изображения, детские писатели стремятся к особой точности определений, добиваются совершенно конкретного значения каждого выражения. «Работа над языком для детей, - писал Л. Н. Толстой, - особая. Надо, чтобы всё было красиво, просто и ясно…».

Действительно, хороший детский рассказ – это, прежде всего, разговорный тон, непосредственный и несколько акцентированный. Основная отличительная черта его – доступность и органичное соответствие требованиям педагогики. О силе воспитательного воздействия художественного произведения свидетельствуют эмоциональная отзывчивость, глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании. Благодаря меткости описания внешних признаков объектов окружающего мира, которые позволяют обобщить наиболее характерные из них, понятия становятся зримыми.

Понимание художественного образа в любом произведении представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемый объект. Например, в стихотворении А. Н. Плещеева «Осень наступила…» мы читаем и одновременно представляем себе как «глядят уныло кусты», слышим, как «ветер в поле воет», замечаем, что человек всему, что его окружает, придаёт свои человеческие качества.

В трудах многих учёных подтверждена целесообразность специальной работы, направленной на прямое общение ребёнка с живой природой и знакомство в последующем с её образом в детской литературе. Только в этом случае, говорит наука и подтверждает практика, усиливаются и углубляются чувства, возникает эмоциональное переживание, наилучшим образом формируется наблюдательность, развиваются все виды художественно-речевой деятельности.

В младшем дошкольном возрасте знакомство с экологическими понятиями и отношениями носит эмоциональный характер. Именно этот период считается наиболее сензитивным в формировании чувства сопереживания, ответственного отношения к живому.

Процесс познания осуществляется в игровой деятельности; непосредственном контакте ребёнка с объектом; чтении потешек, песенок, прибауток, закличек; русских народных сказок о животных; рассказов К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна», «Коровка», «Петушок с семьёй» и др., Л. Н. Толстого «Белка и волк», «Зайцы», «Тетерев и лиса», Е. И. Чарушина «Волчишко», «Ёж»; стихов С. Я. Маршака «Радуга», «Усатый-полосатый», А. Л. Барто «Лягушата», «Ути-ути», В. А. Жуковского «Котик и козлик», А. Н. Плещеева «Травка зеленеет…», А. А. Блока «Зайчик» и многих других авторов.

Для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром необходимо сочетать словесные методы с наглядными, рассматривать картины и иллюстрации; использовать презентации и видеофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей, систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Литературные произведения о природе, являясь видом искусства, воздействуют не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Образное описание красочного цветения садов, разноцветья лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребёнка к природе, любить её. Природоведческая литература даёт богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. Например, читая сказку Т. И. Александровой «Медвежонок Бурик», дети знакомятся с жизнью медведей, их повадками, явлениями неживой природы. Из небольших рассказов Е. И. Чарушина малыши узнают, как дикие животные готовятся к зиме. Слушая стихотворение С. Я. Маршака «Усатый-полосатый», малыши делают ряд «открытий» : котёнок охотно пьёт молоко, отказывается от редиски, не любит мыться водой, с удовольствием спит под кроватью. Необходимо умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей на прогулке, например, за облаками, снегом, капелью, птицами, насекомыми. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, направить внимание дошкольников на дальнейшее восприятие окружающих явлений.

Произведения художественной литературы о природе раскрывают перед детьми окружающий мир в художественных образах, расширяют круг их интересов, обогащают мысли и чувства, играют важную роль в их нравственном воспитании.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей младшего возраста посредством ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 15:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей младшего возраста посредством ознакомления с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Нина Анатольевна Румянцева (УИ 3225153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД