жанна
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Публикация «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)., Таким образом, познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Исходя из этого, целью своей работы я поставила: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи:
• создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средством экспериментирования;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
• развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод;
• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
• создать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
• расширить и уточнить знания детей о природе и экологии.
Чтобы работа велась в системе, мною было разработано перспективное планирование по объектам исследования. Исследовательская деятельность осуществлялась во время НОД, совместной деятельности, режимных моментах.
Основные формы работы: опыт, наблюдение, рассматривание, беседа.
Мы начали со знакомства с песком, его свойствами. Эти работы мы проводили во время прогулки в теплое время года (лето, ранняя осень). Часть опытов проводилась в соответствии с планированием, часть опытов возникала спонтанно в соответствии с интересами детей. Каждый опыт проводился поэтапно. Перед прогулкой я задавала детям вопрос, на который они не могли ответить, и мы, выходя на прогулку, были нацелены на поиск ответа. После опыта мы учились делать выводы. Вывод, как правило, соответствовал ответу на вопрос. Были проведены следующие опыты: «Почему не получился куличик?», «Дорожки и узоры из песка», «Из чего состоит песок?», «Движение песка», «Какие следы остаются на влажном песке?», «Как отделить песок?». В ходе этих опытов мыделали песок сырым, сравнивая его с сухим, рисовали палочками по сырому песку, рисовали узоры сухим песком, просевали песок. Детям очень понравилось рисовать сухим песком, поэтому у нас в кладовке есть несколько бутылочек с сухим песком и ребята рисуют им на веранде в дождливые дни.
Затем начали знакомиться с водой и её свойствами: прозрачная, текучая, без запаха, может быть разной температуры, не имеет формы, льётся, в ней растворяются некоторые вещества. С детьми были проведены опыты: «Узнаем, какая вода», «Цветная вода», «Прятки», «В какую бутылку быстрее нальется вода?», «Вода прозрачная», «Вода – растворитель», «Форма воды»,«Когда льется, когда капает?», «Чем собрать воду?», «Есть ли запах у воды?». Перед проведением опытов, экспериментов мы наблюдали за водой, текущей из крана; беседовали на темы: «Что такое вода» и «Что мы знаем о воде», читали стихи о воде. Дети с большим удовольствием участвовали в опытах, особенно им понравилось переливать воду из одной емкости в другую, смешивать воду с красками, растворять в ней сахар. Опыты с водой легки в их организации и проведении, они малозатратны, так как вода доступна, но при этом вызывают большой интерес у детей.
В зимний период мы наблюдали за снегом и экспериментировали с ним. В ходе опытов: «Каким бывает снег», «Какой снег быстрее растает-плотный или рыхлый?», «Мы снежинки» - подводила детей к пониманию того, что снег – это одно из состояний воды. Знакомились с его свойствами: холодный, рыхлый, липкий, мокрый. Дети наблюдали «Таяние снега» : обращали внимание на то, что в тепле, при комнатной температуре, снег тает и превращается в воду и она очень грязная, после чего самостоятельно сделали вывод о том, что нельзя есть снег – он грязный и там много микробов. Знакомились со льдом: «Ледяная избушка», «Как образуется лед?». Приносили сосульки в группу и наблюдали за их таянием. Дети настолько увлеклись экспериментированием, что ранней весной, во время прогулки, сами наполняли ведерки, формочки снегом и ставили их на солнце и наблюдали, растает или нет снег.
Следующим объектом для экспериментирования был воздух. Через опыты и эксперименты «Поймай воздух», «Где спрятался воздух?», «Ветер», «Ворчливый шарик», «Пенный замок», «Почему кораблики не плывут?» познакомились со свойствами воздуха: легкий, невидим, не имеет формы, запаха, он есть вокруг нас. С детьми проводили игры-опыты по обнаружению воздуха в окружающем пространстве. С интересом проводили такие опыты:
- «Почему кораблики не плывут?» - дети наблюдали за движением кораблика на воде.
- «Пенный замок», знакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
- «Ворчливый шарик» - у этого опыта два варианта: надутый (не завязанный) шарик отпускали в воздухе и наблюдали за его «метанием» (выход воздуха, а так же разжимали в воде, в которой наблюдали появление пузырьков (выход воздуха в воде).
Знакомились со свойствами и качествами материалов: бумагой, тканью, древесиной: «Сказка о камешке», «Какие бывают камни?», «Плавает, тонет или растворяется?», «Что тяжелее?», «Древесина, её качества и свойства», «Ткань ее качества и свойства», «Какая бывает бумага?», «Легко ли рвется бумага?», «Видно ли сквозь бумагу?», «Бумага намокает». Дети мяли бумагу, мочили в воде, рвали. Самостоятельно определяли её прочность, гладкость, толщину, учились самостоятельно узнавать вещи, сделанные из древесины, сравнивать материалы и делать выводы. Все это способствовало развитию познавательной активности и любознательности детей.
На данный момент, у нас уже старшая группа и ребятам было предложено поучаствовать в научно-практической конференции, проводимой в нашем МДОУ для слушателей курсов АО и ОО 31.10. Ребята с большим интересом взялись за дело, смогли с небольшой помощью взрослых сформулировать задачу, определить, что им понадобиться для опытов, провести их, а затем сделать выводы.
Знакомство с миром живой природы осуществлялось посредством наблюдений за веточкой березы, «огородом на окне». Весной мы принимали участие в проекте нашего МДОУ «Цветочный калейдоскоп», в рамках которого, мы растили рассаду, для клумб нашего детского сада, а затем ухаживали за цветами на клумбах. Так как это долгосрочный проект, мы вели дневник наблюдений за ростом растений, это помогло систематизировать знания детей по данной теме.
Велась так же и работа с родителями. Для них были подобраны консультации: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка», «Развитие исследовательской деятельности детей дома», «Экспериментирование дома», «Исследовательская деятельность детей в детском саду». Была организована фотовыставка «Экспериментируем с водой дома», а так же проведено родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Хочется отметить то, что в начале работы родители не проявляли большого интереса к развитию исследовательской деятельности у детей, но в процессе работы, видя, что дети с интересом рассказывают про опыты, показывают их дома, объясняя при этом, что и зачем они делают, активность родителей в данном вопросе возросла. Сейчас в старшей группе, они уже сами спрашивают, нужно ли нам что-то для центра исследовательской деятельности, дополняют его новыми объектами для исследований. Так, в этом году мы наблюдаем за ростом дубка, пророщенный желудь нам принесли родители.
В начале и конце учебного года мною была проведена диагностика уровня познавательного развития детей, которая показала, что уровень познавательного развития детей стал выше, они имеют представления о свойствах и качествах песка, воздуха, воды, умеют ставить перед собой вопросы и делать выводы. В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».