МААМ-картинки

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

жанна
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Публикация «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» размещена в разделах

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)., Таким образом, познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Исходя из этого, целью своей работы я поставила: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи:

• создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средством экспериментирования;

развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод;

развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

• создать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;

• расширить и уточнить знания детей о природе и экологии.

Чтобы работа велась в системе, мною было разработано перспективное планирование по объектам исследования. Исследовательская деятельность осуществлялась во время НОД, совместной деятельности, режимных моментах.

Основные формы работы: опыт, наблюдение, рассматривание, беседа.

Мы начали со знакомства с песком, его свойствами. Эти работы мы проводили во время прогулки в теплое время года (лето, ранняя осень). Часть опытов проводилась в соответствии с планированием, часть опытов возникала спонтанно в соответствии с интересами детей. Каждый опыт проводился поэтапно. Перед прогулкой я задавала детям вопрос, на который они не могли ответить, и мы, выходя на прогулку, были нацелены на поиск ответа. После опыта мы учились делать выводы. Вывод, как правило, соответствовал ответу на вопрос. Были проведены следующие опыты: «Почему не получился куличик?», «Дорожки и узоры из песка», «Из чего состоит песок?», «Движение песка», «Какие следы остаются на влажном песке?», «Как отделить песок?». В ходе этих опытов мыделали песок сырым, сравнивая его с сухим, рисовали палочками по сырому песку, рисовали узоры сухим песком, просевали песок. Детям очень понравилось рисовать сухим песком, поэтому у нас в кладовке есть несколько бутылочек с сухим песком и ребята рисуют им на веранде в дождливые дни.

Затем начали знакомиться с водой и её свойствами: прозрачная, текучая, без запаха, может быть разной температуры, не имеет формы, льётся, в ней растворяются некоторые вещества. С детьми были проведены опыты: «Узнаем, какая вода», «Цветная вода», «Прятки», «В какую бутылку быстрее нальется вода?», «Вода прозрачная», «Вода – растворитель», «Форма воды»,«Когда льется, когда капает?», «Чем собрать воду?», «Есть ли запах у воды?». Перед проведением опытов, экспериментов мы наблюдали за водой, текущей из крана; беседовали на темы: «Что такое вода» и «Что мы знаем о воде», читали стихи о воде. Дети с большим удовольствием участвовали в опытах, особенно им понравилось переливать воду из одной емкости в другую, смешивать воду с красками, растворять в ней сахар. Опыты с водой легки в их организации и проведении, они малозатратны, так как вода доступна, но при этом вызывают большой интерес у детей.

В зимний период мы наблюдали за снегом и экспериментировали с ним. В ходе опытов: «Каким бывает снег», «Какой снег быстрее растает-плотный или рыхлый?», «Мы снежинки» - подводила детей к пониманию того, что снег – это одно из состояний воды. Знакомились с его свойствами: холодный, рыхлый, липкий, мокрый. Дети наблюдали «Таяние снега» : обращали внимание на то, что в тепле, при комнатной температуре, снег тает и превращается в воду и она очень грязная, после чего самостоятельно сделали вывод о том, что нельзя есть снег – он грязный и там много микробов. Знакомились со льдом: «Ледяная избушка», «Как образуется лед?». Приносили сосульки в группу и наблюдали за их таянием. Дети настолько увлеклись экспериментированием, что ранней весной, во время прогулки, сами наполняли ведерки, формочки снегом и ставили их на солнце и наблюдали, растает или нет снег.

Следующим объектом для экспериментирования был воздух. Через опыты и эксперименты «Поймай воздух», «Где спрятался воздух?», «Ветер», «Ворчливый шарик», «Пенный замок», «Почему кораблики не плывут?» познакомились со свойствами воздуха: легкий, невидим, не имеет формы, запаха, он есть вокруг нас. С детьми проводили игры-опыты по обнаружению воздуха в окружающем пространстве. С интересом проводили такие опыты:

- «Почему кораблики не плывут?» - дети наблюдали за движением кораблика на воде.

- «Пенный замок», знакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

- «Ворчливый шарик» - у этого опыта два варианта: надутый (не завязанный) шарик отпускали в воздухе и наблюдали за его «метанием» (выход воздуха, а так же разжимали в воде, в которой наблюдали появление пузырьков (выход воздуха в воде).

Знакомились со свойствами и качествами материалов: бумагой, тканью, древесиной: «Сказка о камешке», «Какие бывают камни?», «Плавает, тонет или растворяется?», «Что тяжелее?», «Древесина, её качества и свойства», «Ткань ее качества и свойства», «Какая бывает бумага?», «Легко ли рвется бумага?», «Видно ли сквозь бумагу?», «Бумага намокает». Дети мяли бумагу, мочили в воде, рвали. Самостоятельно определяли её прочность, гладкость, толщину, учились самостоятельно узнавать вещи, сделанные из древесины, сравнивать материалы и делать выводы. Все это способствовало развитию познавательной активности и любознательности детей.

На данный момент, у нас уже старшая группа и ребятам было предложено поучаствовать в научно-практической конференции, проводимой в нашем МДОУ для слушателей курсов АО и ОО 31.10. Ребята с большим интересом взялись за дело, смогли с небольшой помощью взрослых сформулировать задачу, определить, что им понадобиться для опытов, провести их, а затем сделать выводы.

Знакомство с миром живой природы осуществлялось посредством наблюдений за веточкой березы, «огородом на окне». Весной мы принимали участие в проекте нашего МДОУ «Цветочный калейдоскоп», в рамках которого, мы растили рассаду, для клумб нашего детского сада, а затем ухаживали за цветами на клумбах. Так как это долгосрочный проект, мы вели дневник наблюдений за ростом растений, это помогло систематизировать знания детей по данной теме.

Велась так же и работа с родителями. Для них были подобраны консультации: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка», «Развитие исследовательской деятельности детей дома», «Экспериментирование дома», «Исследовательская деятельность детей в детском саду». Была организована фотовыставка «Экспериментируем с водой дома», а так же проведено родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Хочется отметить то, что в начале работы родители не проявляли большого интереса к развитию исследовательской деятельности у детей, но в процессе работы, видя, что дети с интересом рассказывают про опыты, показывают их дома, объясняя при этом, что и зачем они делают, активность родителей в данном вопросе возросла. Сейчас в старшей группе, они уже сами спрашивают, нужно ли нам что-то для центра исследовательской деятельности, дополняют его новыми объектами для исследований. Так, в этом году мы наблюдаем за ростом дубка, пророщенный желудь нам принесли родители.

В начале и конце учебного года мною была проведена диагностика уровня познавательного развития детей, которая показала, что уровень познавательного развития детей стал выше, они имеют представления о свойствах и качествах песка, воздуха, воды, умеют ставить перед собой вопросы и делать выводы. В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Опубликовано: 14 января 2020 в 09:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем жанна (УИ 322657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД