Мария Мальченкова
Познавательно-экспериментальная деятельность. Старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с бумагой.
Формировать и поддерживать интерес к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
Я загадаю вам, ребята, загадку, а ответ на нее будет темой нашей деятельности.
«Разноцветные листы вырезай и клей их ты:
Аппликации, картинки, серебристые снежинки,
Можешь сотворить и флаги из листов любой (бумаги).
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность, Старшая группа,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ребята, а что такое бумага? Для чего нужна нам бумага? (ответы детей)
Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее, наверное, видите? Найдите предметы из бумаги у нас в группе. (из бумаги изготавливают книги, игры, тетради, альбомы, карты, коробки, журналы, газеты).
Почему все эти вещи очень нам нужны в детском саду, школе, дома? (Потому что невозможно без них научиться чтению, письму, конструированию, рисованию, грамоте и другим полезным делам).
Приготовила я вам волшебную коробочку.
Игра на ощупь.
Посмотрите, в ней собрались все родственники. Почему они являются родственниками: (тетрадь, альбом, салфетка, книга, ветка дерева, матрешка?
Ответ Детей:
Правильно, все эти предметы являются родственниками, потому что все эти предметы из дерева. Знаете ли вы, что прежде чем начать писать и печатать на бумаге, люди перепробовали множество различных материалов. Первобытные племена писали на скалах и камнях. Древние люди использовали для письма глиняные дощечки.
Люди подсмотрели за насекомыми осами и увидели, как осы делают свое гнездо. Как вы думаете из какого материала сделала оса свое гнездо?. Люди подсмотрели как оса своими челюстями сцарапывает тонкий слой дерева и смачивает его своей слюной и лепит соты, крепко скрепляя одну порцию целлюлозы к другой. И изобрели первую бумагу люди в Китае.
А сейчас мы отдохнем:
«Раз – подняться, подтянуться, 2 – согнуться, разогнуться. 3 –в ладоши три хлопка, головою три кивка. На 4 –руки шире. 5 – руками помахать, головою повертеть и плечами пожимать. Ну –ка, дети, не устали: сели, встали, сели, встали. Все руками помахали и ко мне все подошли».
Сейчас мы подойдем к столу, для того, чтобы лучше познакомиться со свойствами бумаги.
Первый опыт: У вас лежат несколько образцов разной бумаги, разной плотности и назначения. Попробуем ее согнуть. Что происходит с бумагой? Мы ее можем согнуть, свернуть. Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба. А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба. Получится у нас сделать это? Почему не получилось убрать линию? (потому что на бумаге остается след.) Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след).
Второй опыт: Возьмите любой кусок бумаги и посмотрите, будет ли проходить через нее свет. Через какую бумагу хорошо проходит свет от фонарика? Вывод: через толстую бумагу свет не проходит. Хорошо проходит свет только через тонкую бумагу.
Вывод: бумага хорошо пропускает свет тонкая.
Третий опыт: Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? Посмотрите, если бумагу порвать поперек волокон, как она порвется? А если порвать повдоль волокон, как порвется?
Сейчас мы опустим бумагу в воду и попробуем ее порвать (картон, как стала рваться после намокания. (легче). Вывод: бумага рвется.
Четвертый опыт: помоем в емкости с водой кисточку с синей краской и опустим белый лист бумаги. Как вы думаете, что произойдет? (вода впитается в бумагу и ее окрасит).
Вывод: бумага хорошо впитывает воду, влагу из воздуха и окрашивается.
Пятый опыт: Бумага легко воспламеняется и горит. Этот опыт очень опасен, как вы думаете? По какому номеру нужно звонить, если случится пожар? Чем можно потушить?
Что осталось от бумаги? (Остался пепел).
Вывод: поджигать бумагу нельзя. Бумага очень хорошо горит и сгорает быстро.
Очень мне было тяжело смотреть на то, как горела бумага. Ведь для ее производства вырубается очень много леса –сосны, елей, пихты, березы, осины. А вы, ребята, знаете как нужно беречь лес?
Огонь – нельзя разводить в лесу костры, потому что огонь-враг леса, на выгоревших местах долго не растет лес.
Мусор – нельзя в лесу мусорить, потому что пакеты, консервные банки будут лежать годами на поляне и мешать расти лесу.
Насаждения – Люди должны заботиться об обновлении леса, создавать питомники деревьев.
Топор – Нельзя бездумно вырубать деревья.
Муравейник – нельзя в лесу разорять муравейники, потому что муравьи защищают лес от насекомых и рассаживают семена растений.
Ребята, а что можно сделать с той бумагой, которая у нас осталась скомканная? Можно выбросить, а давайте дорисуем нашу осеннюю картину. Здесь нет на деревьях чего? Листьев. Осенью листья не только на деревьях, но и на земле лежат. Какой комочек оставит выразительный след? Помакните комочки в краску и дорисуйте картину. Дети набирают разные по цвету краски и оставляют отпечатки на картине, можно нарисовать листья, облака, землю, покрытую листвой. И дополним наш рисунок зайчиком – листопадничком, техникой оригами.
Итог занятия: Мы с вами узнали, что бумага гнется, ее можно порвать, она горит, бумага впитывает воду, бумага окрашивается, и пропускает свет. Бумагу нужно беречь, ненужную бумагу нужно сдавать в макулатуру и из нее снова могут изготовить необходимые нам книги и тетради.