Елена Печенкина
Познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта: познакомить детей с русской народной игрушкой.
Задачи проекта:
Образовательные:
приобщить детей к народному искусству;
рассказать детям о традициях изготовления кукол на Руси;
познакомить с различными материалами, из которых изготавливали игрушки.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Развивающие:
развивать наглядно-образное мышление;
умение обобщать и систематизировать;
творческое воображение и фантазию;
первичные элементарные навыки познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывающие:
прививать детям и их родителям интерес и любовь к своему народу, истории, традициям;
продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого;
воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта: дети, воспитатели групп, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
По форме реализации: групповой.
Способы и методы представления: беседы познавательного характера, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, чтение произведений художественной литературы, художественно-творческая деятельность: рисование, изготовление простейших кукол из различных материалов: глины, лоскутков.
Планируемый результат
Для детей:
Имеют элементарные представления:
о русских народных игрушках;
об истории и технологии изготовления различных традиционных игрушек,
о традициях и обрядах древней Руси.
Для родителей:
установление партнерских отношений родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта;
умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал;
развитие творческих способностей родителей;
педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
повышение уровня педагогической компетентности;
профессиональный рост;
повышение качества работы с детьми и родителями;
пополнение наглядно – дидактического материала группы;
Актуальность
Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.
В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививать любовь и доброе отношение к труду человека.
Взрослые сегодня мало интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране мира чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России, прежде всего перед педагогами – воспитателями, стоит задача – помочь детям и их родителям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра и игрушка. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.
Познакомив детей с некоторыми традициями и обычаями русского народа, дав сведения о жизни и творчестве наших предков, мы рассчитываем на то, что дети начнут проявлять интерес к истории Руси, что не будет им чуждо понятие «нравственность», что данное поколение хотя бы попытается возродить забытые традиции своего народа, что дети будут добрее, терпимее друг к другу.
Этапы проведения и реализации проекта
Подготовительный:
На подготовительном этапе проводилась работа по следующим направлениям:
выбор темы и разработка проекта;
подбор материала и оборудование для работы;
составление конспектов, сценариев бесед, НОД;
подготовка к консультации;
Практический:
проведение совместных мероприятий с родителями;
рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;
познавательные беседы с детьми;
НОД;
сюжетно-ролевые игры;
прослушивание музыкальных произведений;
Обобщающий:
обобщение итогов работы с детьми;
организация выставки детских работ (рисунков, кукол, свистулек из глины);
создание мини-музея народной игрушки;
подготовка отчета о проделанной работе и оформление материала.
Содержание проекта «Русская народная игрушка»
1нед.
• Познавательная беседа с детьми «Откуда появились игрушки».
• НОД «История возникновения куклы» (ознакомление с окружающим)
• Рисование «Игрушки бабушек».
• Беседа «Русская матрешка».
• НОД «Составление краткого рассказа о матрешке» (речевое развитие).
2нед.
• Познавательная беседа о тряпичных куклах. Рассказ о куклах-оберегах и их предназначении.
• НОД. Ручной труд. Изготовление кукол из тряпочек.
• Сюжетно-ролевые игры детей с тряпичными куклами.
• Познавательная беседа с детьми о звучащих игрушках.
• Слушание народных мелодий с присутствием звучащих игрушек.
• Знакомство детей со свистульками.
• НОД «Лепим свистульку»
Подведение итогов. Развлечение «Вот она какая первая игрушка».
• Выставка народной игрушки.