Елена Утёнкова
Познавательно-творческий проект «Космическая одиссея»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Познавательно-творческий проект на тему :
«Космическая одиссея :
Искусственные спутники Земли»
Выполнили:
Утёнкова Е. В. учитель-логопед
г. Усть-Катав
2021г.
Содержание
Введение 3
Паспорт проекта 4
Этапы реализации проекта : 6
I этап подготовительный 6
II этап – основной 8
III этап - заключительный 11
Заключение 12
Публикация «Познавательно-творческий проект „Космическая одиссея“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Литература. 13
Приложение 14
Введение
Одним из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для познавательной и творческой деятельности. Вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность ребёнка.
Информация о космосе завораживает детский ум, у детей есть элементарные представления о космосе, но в речи не наблюдалось слов, конкретизирующих понятий и представлений, таких как, скафандр, международная космическая станция, астронавт, астролёт, искусственные спутники земли.
Просматривая презентацию, дети узнали, что некоторые из звёзд, на небе - это искусственные спутники Земли – космические летательные аппараты, выведенные на околоземные орбиты.
Нам стало интересно, для чего же создаются искусственные спутники Земли, и какую роль они играют в жизни человека?
Паспорт проекта
Цель проекта : Расширить представления детей о «Искусственных спутниках земли».
Задачи проекта :
Рассмотреть и изучить назначение искусственных спутников, их роль в жизни человека;
Вызвать интерес к передаче образа спутников.
Обогащать словарный запас, подкрепляя его определенными понятиями и наглядным представлением.
Формировать умение составлять короткий текст-повествование – творческий рассказ.
Вызвать интерес к отгадыванию и сочинению загадок о космосе.
Развивать общую моторику используя физ. минутки.
Развивать мелкую моторику по средствам лепки, аппликации, пальчиковых гимнастик.
Воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему всё необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных учёных, конструкторов, космонавтов.
Предупреждать утомляемость детей во время НОД.
Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».
Методы реализации поставленных задач:
Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы, наблюдение.
Практические методы: упражнения, посещение библиотеки, продуктивная деятельность, изготовление макетов, оформление уголка;
Наглядные методы: просмотр презентаций, видеофильмов, рассматривание фотоальбомов, книг и буклетов, предметных картин.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, ситуативные).
Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы,
заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений.
Тип проекта : краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Срок реализации: 1 месяц
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, учитель - логопед, воспитатель логопедической группы, воспитатель.
Ожидаемый результат
реализация проекта позволит
Сформировать представления о Космосе и искусственных спутниках Земли, о космических путешествиях, о работе человека в космосе.
Узнать о назначении искусственных спутников, их роль в жизни человека;
Развить творческую деятельность.
Пополнить словарный запас, совершенствовать связную и монологическую речь.
Развить общую и мелкую моторику.
Воспитать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему всё необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных учёных, конструкторов, космонавтов.
Вовлечь родителей в работу МАДОУ
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный
Цель: определение основных направлений, изучение литературы.
Для реализации данного проекта, мы начали работу с изучения литературы по данной теме, просматривали интернет ресурсы. Были изучены возможности участия родителей в реализации проекта. Так же были разработаны конспекты НОД, беседы с детьми, консультаций для родителей.
Подборка упражнений для развития мелкой моторики, координации речи с движениями.
1.1 Изучение литературы по данной теме средствами информационных ресурсов.
Наверное, каждый из нас кричал, глядя в глубокое звездное небо: -
Смотри, смотри, спутник летит!
И этот спутник совсем не ассоциировался ни с чем, кроме космоса.
Что такое искусственный спутник земли?
Искусственные Спутники Земли (ИСЗ)- космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения научных и прикладных задач. В соответствии с международной договорённостью космический аппарат называется спутником, если он совершил не менее одного оборота вокруг Земли.
Классификация спутников
Спутники классифицируют по областям их действия:
Астрономические спутники — это спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов.
Биоспутники — это спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами в условиях космоса.
Космические корабли — пилотируемые космические аппараты.
Разведывательные спутники - предназначены для наблюдения Земли (телевизионная съёмка, фотосъёмка) в целях обеспечения разведывательной деятельности.
Навигационные спутники - система, предназначенная для определения местоположения.
Спутники связи- специализированы для ретрансляции радиосигнала между
точками на поверхности Земли, не имеющими видимости прямого типа. Без спутниковых технологий мы бы никогда не имели возможность найти друг друга, связаться с кем-либо на нашей большой планете, узнать погоду и т. д
Метеорологические спутники - искусственный спутник Земли, созданный для получения из космоса метеорологических данных о Земле, которые использyются для прогноза погоды.
Когда были изобретены искусственные спутники?
Одним из первых открывателей был писатель-фантаст Артур Кларк. В 1945 году Кларк предположил, что спутник может быть размещен на орбите так же, как и земля и будет повторять ее принцип действия. Ученые не понимали Кларка — до 4 октября 1957 года. Тогда Советский Союз запустил. «Спутник-1»-первый искусственный спутник, на орбиту Земли. «Спутник» был 58 сантиметров в диаметре, весил 83 килограмма и был выполнен в форме шарика. Это было великое достижение, но строение спутника было очень простым. На внешней стороне «Спутника» четыре
штыревые антенны передавали на коротковолновой частоте выше и ниже нынешнего стандарта (27 МГц). Станции земли поймали спутники на орбите и передали сигнал об этом. Позже Советский Союз запустил на орбиту «Спутник-2». Внутри спутника находилась собака Лайка.
После этого успеха кампании начали производить и запускать спутники в 60-х годах.
Так началась эпоха спутников.
Вывод: Исходя из изученного нами материала, мы убедились в том, что эта тема будет интересна детям подготовительной группы.
II этап – основной
Цель: Расширить представления детей о «Искусственных спутниках земли». Формировать творческую деятельность детей.
Все мероприятия данного этапа проводились в соответствии с утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности и режимными моментами в подготовительной группе.
Дата Работа с детьми Работа
с родителями Обогащение педметно-равивающей среды
11.03 1. Беседа на тему: «Искусственные спутники Земли»
Цель: Привлечь внимание детей к теме.
2. Дидактическая игра «Космическое путешествие».
Цель: Закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположение предметов. Развивать фразовую речь
3. загадки на тему «Космос»
Цель: Развивать внимание и стремление к отгадыванию. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Изготовление дидактических игр.
12.03 1. ФЭМП «Путешествие в космос»
Цель: Упражнять в прямом и обратном счёте.
2. Рассматривание Иллюстраций из серии «Космические планеты»
3. Беседа с просмотром презентации «Искусственные спутники Земли» Консультация
«Это интересно!
История развития космонавтики» Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики
15.03 1. НОД по развитию речи
«Планеты солнечной системы»
Цель: Пополнить словарный запас по теме
2. Беседа на тему: "День космонавтики"
3. Разучивание пльчиковой гимнастики «Планеты» Консультация для родителей «Знакомство ребенка с космосом» Пополнение картотеки подвижных игр
16.03 1. Конспект нод по разделу «Познание» (ФЭМП) «С математикой в космический полет»
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия.
2. Рисование «Этот загадочный космос»
Цель: развивать творческие умения и фантазию
3. подвижная игра «Космонавты»
Цель: Развивать координацию движений, внимательность. Рекомендация логопеда на тему «Космос» Пополнение картотеки чистоговорок на тему «Космос»
17.03 1. НОД по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы по теме «Космос»
Цель: совершенствование навыка пересказа.
2. НОД аппликация:
«спутники».
Цель: развитие творческих способностей.
3. Д/и «подбери признаки»
Цель: подбирать слова признаки.
Организация выставки с привлечением родителей:
«Искусственные спутники Земли!»
Изготовление настольной игры
18.03 1. просмотр презентации
«Космос»
Цель: продолжать формировать представления о космосе
2. Лепка «Искусственные спутники»
Цель: Развитие творческих способностей
3. Чтение Фантастической сказки для детей старшего дошкольного возраста «Звездочет и обезьянка Микки»
Цель: воспитывать любовь к книгам
Беседа по проекту Пополнение картотеки загадок
19.03 1. Чтение энциклопедии «Планета Земля»
Цель: воспитывать усидчивость и внимание.
2. Беседа на тему: «Космос. Загадки вселенной»
3. Разучивание чистоговорки
Рекомендации родителям на выходные дни.
Просмотреть с детьми мультфильмы, фильмы, сказки о «Космосе» Читательский уголок книги, картинки, энциклопедии на тему «Космос»
22.03 1. Экскурсия в детскую библиотеку
Познавательно-развлекательное мероприятие на тему «Космос»
2. Просмотр советского мультфильма «Тайна третьей планеты»
3. Викторина
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к итоговому мероприятию
III этап - заключительный
Цель: анализ полученных данных.
1. Анализ достигнутых результатов.
2. Презентация проекта, выставка по теме проекта.
3. Итоговое мероприятие
Заключение
Изучив информацию о создании и развитии искусственных спутников земли, мы пришли к следующим выводам:
1. Причины создания искусственных спутников земли прежде для комфортной жизни людей
2. Искусственные спутники земли имеют сложное строение. Существуют различные приспособления, помогающие спутникам делать нашу жизнь проще
3. Искусственные спутники земли имеют различное строение. Это прежде всего связано с тем, что они предназначены для работы в разных условиях;
4. Благодаря искусственным спутникам человечество изобрело новые технологии: интернет, телевидение, навигация
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников.
У детей повысился уровень знаний о космосе; умение узнавать искусственные спутники. Повысилась речевая активность, заинтересованность детей и родителей темой о космосе. Повысился уровень творческих способностей детей.
В начале работы нами была поставлена цель: Расширить представления детей о «Искусственных спутниках земли», в ходе работы эта цель была достигнута.
Востребованность проекта. Проект может быть использован в условиях детского сада.
Вывод: Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.
Литература.
1. Большая книга «Почему» /Москва, изд. «Махаон» 2006г.
2. Бурмистрова Л., Мороз В. Всемирная детская энциклопедия «Космос» /Москва, изд. «Эксмо», 2003г.
3. Воронцов-Вельяминов Б. А., Маркушевич А. И. «Детская энциклопедия. Мир небесных тел» /Москва,.«Педагогика»,1972г.
4. Левитан Е. П. «Твоя вселенная» /Москва «Просвящение» 1995г.
5. Нищеева И. В. Раз планета, два комета. Астрономия для малышей. Дошкольникам о звёздах и планетах
6. Нуриа Рока Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля»/ Москва 2006г.
7. Попова Т. И. Мир вокруг нас / Москва ЛИНКА-ПРЕСС 1998
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд. /Москва ООО «Издательство Скрипторий 2003» 2007
9. Стюарт Кларк «Наша вселенная», «Махаон», 2001г.
10. Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги рассказы / Москва ТЦ Сфера,2011 11. Эндрю Макнейл Галактическая война. Книга-игра Екатеринбург 1995
Приложение