Мария Леонидовна Кабаева
Познавательно — творческий проект «Мой любимый поселок Бутурлино»
▼ Скачать + Заказать документы
У нас в группе произошел такой случай: Дима Бушуев придя в детский сад, принес с собой книгу о Бутурлинском районе. Мама тихонько посмеялась - «Знакомьтесь Мария Леонидовна». Войдя в группу, дети стали активно её рассматривать, но многие не понимали, что и кто изображен на картинках, но с интересом слушали мои рассказы об изображенных объектах поселка. Как выяснилось, многие дети недостаточно хорошо знают поселок, в котором живут. На основе этого возникла идея об углубленном знакомстве детей с поселком, через новый вид познавательной деятельности – проект.
Темочки:
Для определения содержания проекта, познакомилась с уровнем знаний детей о поселке. Как выяснилось, что только 30% детей знают название поселка, улицу, на которой проживают, некоторые достопримечательные места поселка. 50% знают только название поселка, а 20% детей даже не знают название поселка.
Была сформулирована гипотеза: проживая на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах поселка. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил поселок, начнут проявлять интерес к событиям жизни поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
С учетом всех аспектов воспитательно – образовательной работы и полученных данных по формированию у детей патриотических чувств мною был разработан и реализован познавательно – творческий проект «Мой любимый поселок - Бутурлино», сроком на год. Участниками проекта стали воспитатель, дети и их родители, педагоги ДОУ.
Цель : воспитание у детей дошкольного возраста чувств патриотизма и любви к родному поселку, через проектную деятельность.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:
1. Знакомство дошкольников с историей возникновения поселка - нашей малой Родиной, именем основателя родного поселка, историческим прошлым поселка.
2. Осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;
3. Уточнение и закрепление знаний детей о поселке с помощью экскурсий.
4. Развитие связной речи на основе составления мини-сочинений и индивидуальных бесед;
5. Воспитание любви к русской природе в процессе рисования пейзажа;
6. Развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию.
7. Закрепление полученных детьми знаний о родном поселке с помощью дидактических игр.
8. Организация совместной деятельности детей и родителей в ходе реализации мини-проектов.
Реализация проекта предусматривала несколько этапов.
1 этап – предварительная работа.
На данном этапе мною было отобрано и систематизировано материал по теме проекта. Подобрана литература об истории поселка, источниками стали материалы из архивов музея, подборка статей из библиотеки, а также сайт Бутурлинского района. Данную (используемую) информацию поместила в альбом «История, моей Родины».
Семья Ластовкиных оформила альбом: «Достопримечательности моего любимого поселка», где ярко и красочно разместили фотографии зданий библиотеки, администрации, дома культуры, почты, банка, автостанции, памятника погибшим воинам, церкви, аптеки, реки Пьяны, стадиона, детской площадки, а также открывшиеся новые магазины.
Совместно с родителями сделала подборку стихотворений о Бутурлине. Многие родители сходили с детьми в детскую библиотеку там познакомились с поэтами и писателями, которые писали о Бутурлинском крае. Некоторые дети выучили стихи о поселке.
В группе создан мини-музей «Мое Бутурлино». В его создании принимали участие сотрудники ДОУ, родители и сами дети. Каждый день музей пополняется новыми материалами - портрет Ф. Д. Бутурлина, герб р. п. Бутурлино, фотографии, альбомы и другие экспонаты.
Для более полного и лучшего запоминания достопримечательностей р. п. Бутурлино мною были разработан комплекс дидактических игр, это такие как: «Собери картинку», «Назови, что изображено», «Узнай по описанию», «Что покажем, куда повезем».
Для родителей подготовила памятку «Рекомендации посещения с детьми памятных мест р. п. Бутурлино», с целью ознакомления с достопримечательностями поселка. Разработала консультацию: «В часы семейного досуга: прогулки по поселку Бутурлино». Я рекомендовала совершать родителям с детьми прогулки по улице, на которой они живут, по улице Ленина: рассмотреть здания, сфотографировать ребенка на улице, около достопримечательных мест, еще раз познакомить с названием достопримечательности.
На втором этапе началась непосредственная работа по воспитанию у детей любви к родному поселку и обогащению знаний о нем.
Знакомство с поселком начала с экскурсии по центральной улице Ленина, где дети познакомились со зданиями дома культуры, администрации, аптеки, музея, памятником погибших воинов и монументальной доской. В ходе экскурсии дети узнали о прилегающих к детскому саду улицах и их названиях. Экскурсия получилась очень оживленная, эмоциональная. Таня Г. с Олегом З. рассказала, что в здании администрации работают их мамы. Вероника Л. с Никитой С. рассказали, что в здании дома культуры ходят в художественную школу, а Дима Б. ходил с братом в цирк. Около памятника погибшим воинам дети вспомнили, что 9 мая возлагали здесь цветы. Юля П. у здания аптеки рассказала, что здесь мама ей покупала лекарство и витамины.
Родители вместе с детьми написали мини – сочинения на темы: «Мой дом», «Моя улица», где они отразили название и особенности их улицы, её историю. Семья Солоухиных посетила музей для обогащения знаний о возникновении своей улицы.
Для более полного знакомства с поселком организована целевая экскурсия в музей. Сотрудники музея показали фильма о поселке Бутурлино. Через фильм дети узнали историю возникновения и развития поселка. Все дети смотрели фильм с интересом, узнавали здания и улицы.
Продолжением работы стало знакомство с гербом поселка, его особенностями. У детей стали возникать вопросы: «Есть ли герб у семьи», «Можно ли самим придумать герб», тогда я предложила детям вместе с родителями нарисовать свой семейный герб. В группе стали появляться семейные гербы. Гербы получились разнообразными и творческими, каждая семья вложила частичку своего домашнего очага. В каждом гербе была изюминка, неповторимость и индивидуальность. Семья Зубенко отразили свой герб в виде ладошки, Семья Ситновых в виде короны и т. д. Оформили выставку гербов в мини-музеи группы.
Поскольку в процессе игры дети лучше воспринимают и легче усваивают материал, то для повторения и закрепления знаний о поселке провела следующие дидактические игры: «Собери картинку», «Назови, что изображено», «Узнай по описанию», «Что покажем, куда повезем». В процессе игры дети не только закрепляли полученные знания, но и учились доброжелательно общаться с детьми, выступали в роли ведущего, развивали логическое мышление.
Для обобщения пройденного материала была проведена непосредственно образовательную деятельность по теме: «Семейный герб». При подготовке к занятию дети вместе с родителями изготавливали свой семейный герб и его охарактеризовали. В ходе занятия мы повторили членов семьи, познакомились с понятием род и родословная. Повторили отличительные признаки каждой семьи, а в конце занятия каждый ребенок познакомил нас со своим семейным гербом.
В ходе проекта на музыкальных занятиях с музыкальным руководителем мы прослушивали и заучивали слова песни «Бутурлино». Которая была исполнена на празднике посвященный «Дню Победы»
Так же с руководителем по изобразительной деятельности мы нарисовали рисунки на тему: «Мой поселок будущего», а затем оформить выставку получившихся рисунков.
Результатом познавательных походов родителей вместе с детьми по улицам Бутурлино стало большое количество фотографий, из которых мы с детьми сделали стенгазету: «Я шагаю по Бутурлину». Дети своими руками наклеивали фотографии и придумывали им названия. Утром стенгазету мы вывесили в раздевальной комнате, что стало приятным сюрпризом для родителей.
Считаю, важной частью по реализации проекта стало формирование у воспитанников представлений о людях родного поселка - в решение этой задачи мы провели экскурсию к монументальной доске «Эти люди прославили Бутурлино», где познакомились с личностями почетных жителей нашего поселка.
Особую роль для реализации проекта сыграли досуги «Растем защитниками родного поселка» и «День Победы», так как они воспитывают у детей патриотические чувства и дополняют социальный опыт ребенка.
На заключительном этапе была поведена диагностика, которая проводилась в начале года. По её результатам выяснилось, что 70% детей имеют высокий уровень, 20% детей - средний уровень и 10% детей низкий уровень
Таким образом, в ходе реализации познавательно – творческого проекта «Мой любимый поселок - Бутурлино» разработана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с поселком, включающая различные экскурсии, творческие задания для детей и родителей, досуги и непосредственно – образовательная деятельность. Весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения поселком, красотой улиц, площадей, скверов.
Предполагаемый результат
Будем считать проект реализованным, так как 70% детей знают историю своего поселка, достопримечательности а также значительно повысилась родительская компетентность по представленной проблеме.