Раиса Петровна Демакова
Творческий проект «Фольклор и малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Публикация «Творческий проект „Фольклор и малыши“» размещена в разделах
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Цель: развитие речи воспитанников II младшей группы средствами малых форм фольклора.
Новизна проекта заключается в использовании компьютерных технологий
Предмет исследования: Малые фольклорные формы (потешки, заклички, дразнилки, прибаутки)
Объект исследования: ИКТ- технологии
Гипотеза: Мы предполагаем, что с использованием компьютерных технологий дети успешнее усвоят и запомнят тексты малых фольклорных форм
Задачи проекта :
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. Возникнет желание взрослых принять участие в исследовательской деятельности.
Вид проекта :
1. По количеству участников: групповой.
3. По приоритету метода: творческий
4. По контингенту участников: одной возрастной группы 2-3 года
5. По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).
Этапы реализации проекта
1 этап-подготовительный
Сроки: сентябрь 2015 г- октябрь 2015 г.
Этапы и задачи Мероприятия Сроки
1. Подбор литературы по данной теме. Изучение, анализ литературы 1 неделя сентября
2. Анкетирование родителей. «Что мы знаем о фольклоре» Приложение № 1 2 неделя сентября
4. Составление программы кружка «Ладушки» Составление и утверждение перспективного плана на вторую младшую группу
Приложение № 3
1 сентября- 30 сентября
5. Создание банка данных по малым фольклорным формам Картотеки игр, потешек, закличек, прибауток, дразнилок
Приложение № 4 сентябрь
6. Информирование и получение согласия родителей на экспериментальную деятельность по теме.
Консультация для родителей Нужны ли детям малые фольклорные формы». Изготовление папок-передвижек на тему: «Фольклор в жизни малышей»
Приложение № 5 3 неделя сентября
7. Организовать уголок ряжений с костюмами старины, изготовить макет деревенской избы. Сотрудничество с родителями «Куклы в русских костюмах»
Приложение №4
В течении года
8. Информирование воспитателей ДОУ о предстоящей работе. Консультация для воспитателей «Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей младшего возраста»
Приложение № 6 4 неделя сентября
2 этап-практический
Этапы и задачи Мероприятия Сроки
1. Формировать у детей представления о домашних птицах
2. Расширять кругозор детей о жилищах животных
3. Закреплять знания о птенцах курицы
4. Воспитывать интерес к русским народным сказкам
5. Проявлять заботу и доброжелательность к персонажам сказки
6. Продолжать знакомить с малыми формами фольклора
7. Закреплять цвет и форму
8. Развивать творческие способности
9. Продолжать знакомить с малыми формами фольклора
10. Закрепить навыки умывания
11. Продолжать знакомить с малыми формами фольклора
12. Знакомить с правилами подвижной игры
13. Закрепить знания о малых формах фольклора
14. Закрепить знакомые потешки
15. Развивать певческие навыки
16. Развивать творческие способности
17. Вызвать желание и стремление работать в коллективе
18. Закреплять знакомые формы фольклора
19. Вызвать желание внимательно слушать сказку, сопереживать героям.
20. Закреплять знания о сказках
21. Вызвать желание участвовать в драматизации
24. Проявлять творческие способности в совместном изготовлении с родителями заготовок книжки
25. Продолжать знакомить детей с домашними питомцами
26. Закреплять правила подвижных игр
27. Вызвать желание проявить творчество в изготовлении шубки для кота (совместно с родителями)
28. Формировать культуру просмотра фильмов
29. Продолжать знакомить с малыми формами фольклора
30. Вызвать стремление и желание в изготовление альбома (с родителями)
31. Создать радостное настроение Занятия кружка «Курочка Пеструшка»
Изготовление гнезда для курочки
Пальчиковая гимнастика «Кто где живет?»
Прослушивание сказки в грамзаписи «Курочка Ряба»
Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зернышко»
Заучивание потешки «Петушок, петушок золотой гребешок» с применением презентации
Дидактическая игра «Собери петушка»
Коллективная работа по аппликации «Цыплята»
Заучивание потешки «Водичка- водичка»
Дидактическая игра «Умоем куклу Катю»
Продемонстрировать закличку «Дождик, дождик пуще». Слушание шума дождя в грамзаписи.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Развлечение «В гости к Хозяюшке»
«Ладушки- ладушки, где были у бабушки»
Разучивание песни «Я пеку, пеку, пеку»
Рисование пирожков и крендельков нетрадиционными способами
Изготовление книжки-т малышки по знакомым потешкам
Викторина «Назови правильно….» с использованием компьютерных технологий
Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Дидактическая игра «Угадай сказку…»
Игра- драматизация «Снегурушка и лиса»
Изготовление книжки «Снегурушка и лиса»
Заучивание потешки «Как у нашего кота»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Дидактическая игра «Наряди кота»
Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав»
Для чего нужны считалки? Предложить несколько считалок
Изготовление альбома «Считалки для малышей»
Фольклорный праздник «В гости к бабушке Арише» 1 неделя октября
2 неделя октября
3 неделя октября
4 неделя октября
1 неделя ноября
2 неделя ноября
3 неделя ноября
4 неделя ноября
1 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря
3 неделя января
4 неделя января
1неделя февраля
2 неделя февраля
3неделя февраля
4неделя февраля
1неделя марта
2неделя марта
3неделя марта
4неделя марта
1неделя апреля
2неделя апреля
3неделя апреля
4неделя апреля
1неделя мая
2неделя мая
3неделя мая
3 этап-завершающий
Сроки: 4 неделя май 2016 г.
Этапы и задачи Мероприятия Сроки
2. Информирование воспитателей о результатах проекта. Презентация проекта перед работниками ДОУ.
3. О перспективах проекта перед родителями. Рефлексия.