Вероника Рудницкая
Творческий проект для детей младшего возраста «Радость творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
для детей младшего возраста
«РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»
Воспитатели:
Рудницкая В. А.
Васильева И. Г.
Обоснование выбора темы
«Народ – непревзойденный учитель речи детей»,
«Народное творчество» – это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость всех поколений.
Публикация «Творческий проект для детей младшего возраста „Радость творчества“» размещена в разделах
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк: оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог ввести ни один эстетик: оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».
К. Д. Ушинский.
Проблема: что такое народное творчество?
Цель проекта : познакомить и приобщить детей к художественному
наследию своей национальной культуры.
Задачи:
• Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, хохломские изделия);
• Формировать представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки);
• Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с колыбельной песней;
• Воспитывать интерес к русской народной сказке.
Участники проекта : дети II младшей группы «Ромашка», воспитатели.
Длительность проекта : Две недели.
Выполнение проекта : Основополагающий вопрос - что такое народное
творчество?
Подготовительный этап:
• Обоснование выбора темы;
• Постановка цели, задач проекта;
• Рассказывание детям русских народных сказок;
• Проговаривание знакомых потешек, частушек, колыбельных песен вместе с воспитателем;
• Приобретение наглядно-дидактического пособия народного декоративно-прикладного искусства.
«П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е»
Н. О. Д. : «Путешествие с матрёшкой. Раскрашивание матрёшек»
Цели: Знакомить детей с разнообразием русской деревянной матрёшки.
Показать характерные особенности матрёшки.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие
деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.
Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру –
матрёшке.
Н. О. Д. : «Золотая хохлома. Элементы хохломской росписи.
Дидактическая игра «Что лишнее?»».
Цели: Познакомить детей с хохломскими изделиями.
Рассказать об элементах хохломской росписи.
Формировать умение детей находить характерные особенности
хохломских изделий.
Формировать эстетическое отношение к народному декоративно-
прикладному искусству.
Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Упражнять детей в умении называть обобщающее слово к группе
предметов (предметы с хохломской росписью, выделять лишний
предмет, не относящийся к этой группе предметов.
«Р Е Ч Е В О Е Р А З В И Т И Е»
Н. О. Д. : Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя». Лесенка.
Цели: Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными; помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами; учить осуществлять сенсорный анализ постройки; дать представление об архитектурных постройках.
Н. О. Д. : Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди». Ворота.
Цель: учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения, строить ворота низкие, высокие, разбирать постройки, складывать материал в коробки.
«художественно-эстетическое развитие»
Н. О. Д. : УКРАСИМ ДЫМКОВСКОГО «БАРАШКА»
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «ПУТУШЕСТВИЕ В СТРАНЕ МАСТЕРОВ»
Цели:
продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора;
учить различать элементы дымковской росписи,
лепить кружочки, колечки налеплять их на силуэт;
выполнять упражнения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз;
прививать интерес к занятиям физкультурой;
развивать умение идентифицировать цвета, любоваться окружающими предметами;
совершенствовать навыки построения в колонну, ходьбы в колонне, двигательные умения и навыки.
Н. О. Д. : ЗНАКОМСТВО С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ «КОРОВА». УЗОР. ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ.
Цели: Познакомить с дымковской игрушкой; учить рисовать точки и линии, создавать выразительные узоры на бумаге; закреплять знания о цвете; прививать желание рисовать; упражнять в ходьбе, координации движений рук и ног; формировать интерес к занятиям физкультурой, к животному миру.
Н. О. Д. : МАТРЁШЕК РУССКИЙ ХОРОВОД.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «МАТРЁШКИ»
Цели: учить рисовать кистью точки и линии разной толщины; развить умение работать гуашью, различать предметы по величине; воспитывать эстетический вкус, дав детям возможность самостоятельно выдрать цвет для рисунка; учить выполнять ритмические движения под музыку, упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе.
Н. О. Д. : «КРАСИВАЯ ПТИЧКА» (ПО ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ)
Цели:
учить лепить по образцу народной игрушки;
закреплять приёмприщипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик);
умение прочно скреплять части из пластилина.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
Русские народные колыбельные песни «Камаринская», р. н. п. ; «Колыбельная» В. Моцарта, «Танец Петрушек», р. н. м., обработка А. Быханова «Танец с платочками», р. н. м., обработка Т. Ломовой «Ходит Ваня», р. н. п., обработка Т. Ломовой.
Цели: Использовать попевки вне занятий. Знакомить детей с русскими народными хороводами и плясками.
«ИГОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
1. Игры с куклами «В гости к хозяюшке».
Цели: ознакомление с малыми фольклорными формами. Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, частушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем. Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Развивающие настольные игры (пазлы).
Цели: научить детей различать элементы дымковской и хохломской росписи.
«ИГРОВАЯ (ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
«Жили гуси у бабуси», «Травка-муравка», «Котик на печке песни поет», «Солнышко появись».
Цель: Приобщать детей к русскому фольклору; включать в инсценировку; учить говорить и действовать от имени персонажей; активизировать партнерское взаимодействие в игре.
«Короб со сказками», «Веселая ярмарка».
Цель: Вспомнить с ребятами знакомые сказки; способствовать вхождению детей в роли героев; активизировать в игре в настольный театр.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
Русские народные подвижные игры: «Платок», «Кошка и мышка», «Лошадки», «Жмурки на местах».
Цель: показать особенности проведения русских народных подвижных игр. Формировать умение самостоятельно играть в народные игры, используя считалки. Развивать нравственные чувства в процессе ознакомлении с народными играми.
Презентация.
- Создание в группе выставки хохломских изделий, дымковских игрушек.
- Создание выставки детских работ.
- Организация книжной выставки «Энциклопедия детского фольклора и русских народных сказок»
- Развлечение «Русские народные потешки»
- Развлечение «Русские народные колыбельные песни»
- Показ открытого фольклорного занятия «Игра с ложкой»
Работа с родителями.
1. Привлечение родителей к организации выставки изделий и игрушек народно-прикладного творчества
2. Оказание помощи воспитателям в реализации проекта «Радость творчества».
3. Поместить в родительский уголок консультации.
4. Показ открытого фольклорного занятия для родителей «Игра с ложкой».
Консультация по теме:
«Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи».
«Развитие речи через сказку»
«Сказки, но по-новому»
«Русские традиции»
«Народные игры в воспитании детей»
«Развитие речи детей через приобщение к народной культуре»
ВЫВОДЫ:
Проект «Радость творчества» направлен на знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством и устным народным творчеством. Воспитание интереса и любви к наследию своей национальной культуры.
В результате проведенной работы отмечено:
-развитие у детей интереса к изобразительному искусству, умение замечать ярость, красоту, выразительность народных игрушек и элементов хохломской росписи;
-развитие у детей интереса и любви к русским народным сказкам. Воспитывать желание слушать и рассказывать сказки;
-обогатить музыкальные впечатления детей посредством знакомства с колыбельными песнями;
-сформировать представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, прибаутки);
-активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
2. Соломенникова О. А. «Ознакомление детей с народным искусством».
3. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки».
4. Ушакова О. С., Н. В. Гаврин «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».
5. Доронова Т. Н., Якобсон «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре».
6. «Комплексные занятия во IIмладшей группе» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.