Оксана Юсупова
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Осень близится к своему завершению.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть день встречи зимующих птиц.
Не оставили и мы этот праздник без внимания. В рамках цикла познавательно-творческих проектов «Миллион открытий» педагоги воспитанники и групп № 6 «Колосок» и № 7 «Радуга» организовали и провели проект «Синичкин день».
Этот проект разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покорми птиц».
Публикация «Познавательно-творческий проект для старших дошкольников „Синичкин день“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Синичкин день, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Вся неделя была насыщена интересными мероприятиями: ознакомительные беседы, развивающие занятия, творческая мастерская, подвижные игры. Дети разучивали стихи, загадки, приметы о синичке, а вместе с родителями подготовили творческие рассказы с рисунками, которые были оформлены в книгу «Такие разные синички».
Итогом недели стал праздник «Синичкин день».
Предлагаю вашему вниманию познавательно-творческий проект "Синичкин день"
Познавательно-творческий проект «Синичкин день»
Возраст детей: 5 – 6 лет
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
По форме реализации: совместный
Участники проекта: педагоги, дети и родители групп № 7 «Радуга» и № 6 «Колосок»
Образовательная область: «Познание».
Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная.
Области интеграции: «Речевое развитие», «Художественно-творческое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».
Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение в природе, чтение произведений художественной литературы, просмотр видеороликов «Большая синица», «Перелётные птицы», «У кормушки».
Аннотация
Познавательно – творческий проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц», проводимой Союзом охраны птиц России, которая ежегодно стартует 12 ноября (в день Зиновия-синичника по русскому земледельческому календарю).
Данные методические материалы могут быть полезны воспитателям, педагогам дополнительного образования, методистам детских садов, учителям начальной школы.
Проект может быть использован в проведении подобного занятия в детском саду, отдельные фрагменты могут стать частью занятий в работе с детьми по экологическому воспитанию, а также развитию практических навыков у дошкольников.
Введение
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность. Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.
Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя.
Цель:
Приобщать детей и их родителей к народным традициям, связанными с природой (12 ноября по народному календарю – «Зиновий – синичник» (Синичкин день).
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с праздником народного календаря – «Зиновий – синичник» (Синичкин день)
Расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека.
Расширить знания детей о синицах
Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах.
Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособленности их к среде обитания.
Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
Довести до сведения детей, что о синицах нужно заботиться не один день, а ежедневно, чтобы птицы не голодали зимой и дожили до весны.
Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Развивающие:
Развивать умение распознавать птиц по издаваемым звукам, внешнему виду, повадкам.
Развивать творческие способности детей.
Развивать внимание, логическое мышление
Развивать коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать умозаключения.
Развивать самостоятельность и познавательную активность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к наблюдениям за синицами, бережное отношение к ним.
Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в паре и группе.
Формировать навыки тесного взаимодействия с родителями в вопросах гармоничного развития речи у ребенка.
Формировать партнерские отношения между детьми группы, родителями и педагогами.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Уточнить и провести анализ первичной информации о базовом запасе знаний, представлений детей по темам «Птицы. Синички», народный праздник «Синичкин день».
Определить проблему (мотивация выбора темы).
Определить цель и задачи проекта.
Помочь детям сориентироваться в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы.
Обогащение предметно-развивающей среды наглядным материалом.
Составить план деятельности основного этапа проекта.
Распределить роли в команде педагогов.
Основной (практический)
1. Организация работы с детьми:
Познавательная деятельность
1. Беседа о народном празднике «Синичкин день»
2. Занятие по развитию речи: составление творческих рассказов «Весёлая синица»
3. Занятие по развитию речи: составление рассказов-описаний «Синичка – невеличка»
4. Рассматривание иллюстраций с зимующими и перелетными птицами
5. Наблюдение за синичками в природе
6. Наблюдение за прилетевшими к кормушке птицами
7. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»
8. Просмотр видеороликов «Синица большая», «Перелётные птицы», «У кормушки»
9. Дидактические игры: «Чей след», «Кто как кричит», «Что за птица», «Четвёртый лишний» и т. д.
10. Творческое задание «Что я знаю о синичке» (совместно с родителями).
11. Клуб знатоков: мини КВН, выступление детей с презентациями «Что я знаю о синичке?»
Художественно-творческая деятельность
1. Лепка «Синички прилетели»
2. Коллективной работы «Веселая стайка» (ручной труд)
3. Индивидуальная работа с раскрасками «Птички-невелички»
4. Рисование палочками на снегу следов птиц
5. Творческое задание «Весёлая синичка» (совместно с родителями).
6. Тематический праздник «Синичкин день»
Художественная литература
1. Чтение фольклорных потешек, поговорок, примет о синичках.
2. Разгадывание загадок о птицах.
3. А. Прокофьев «Синички-невелички»
4. В. Берестов «Сова и синицы»
5. В. Бианки «Синичкин календарь»
6. Разучивание стихотворений о синицах.
7. Исполнение знакомых песен о птицах
8. Выставка «Птицы – наши друзья» (в книжном уголке)
9. Оформление книги «Такие разные синички» (из творческих заданий «Что я знаю о синичке?»)
Подвижные игры
1. Утренняя гимнастика «Птицы»
2. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»
3. П/и: «Синицы и кот», «Птицы у кормушки»
4. Народные хороводы: «Ты синичка, где была?», «Птичка-невеличка»
2. Организация работы с родителями:
Консультации: «История народного праздника «Зиновий – синичник», «Правильное отношение к природе начинается в семье».
Агитационные мини-плакаты по привлечению внимания детей и родителей к проблеме охраны окружающей среды и бережного отношения к природе; агитационные листовки Всероссийской акции «Покорми птиц»
Помощь родителей в подготовке презентаций «Что я знаю о синичке?» для Клуба Знатоков
Оформление выставки совместного творчества «Весёлая синичка»
Оформление информационно – познавательной книги «Такие разные синички».
На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни.
Презентационный
Продукт проектной деятельности - детские творческие работы были представлены:
в информационно-познавательной книге «Такие разные синички»;
в выставке детских творческих работ «Весёлая синичка»
в форме презентационных докладов о синичках
Итогом нашей работы стал тематический праздник «Синичкин день»
Заключение
Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о народном празднике «Зиновий – синичник» и о самих синицах, их строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Развить свои творческие способности.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении материала, способствует у детей:
развитию наглядно-образного мышления
памяти
речи
внимания
творческого воображения
вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности
формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет расширить у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
Список используемой литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012г.
4. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо, 2010.-64 с. :ил.
5. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.