Кияченко Лариса
Познавательно-речевой проект «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла»
Цель проекта :
Развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.
Расширять представления детей о зиме, как времени года.
Задачи:
1. Обогащение и систематизация знаний детей по теме «Зима».
2. Активизация и обогащение словарного запаса дошкольников.
Публикация «Познавательно-речевой проект „Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
3. Развитие мышления и творческого воображения в процессе проектной деятельности детей.
4. Формирование лексико-грамматических категорий.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие восприятия, художественно-творческих способностей, эстетических чувств.
Актуальность проекта :
Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о живой и неживой природе зимой, не владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать объекты животного и растительного мира, так как не обладают достаточным словарным запасом слов и развитой связной речью.
Существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остается у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты зимней природы, дети понимают красоту зимы и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения.
В условиях образовательного процесса в ДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в саду и дома.
Ожидаемые результаты:
Знают и называют:
- зимние месяцы, приметы и явления;
- пословицы, поговорки о зиме;
- стихи, рассказы, сказки о зиме;
- зимующих птиц, животных Севера.
Расширились представления о зиме, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
Обеспечение:
Подбор иллюстраций и картин
Детская литература
Настольно-печатные игры
Продукт проекта :
Составление текста сказки о зиме, с иллюстрацией, создание презентации.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
- Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта
- Обогащение и активизация словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Деревья зимой», «Зимние забавы»
- Самостоятельное составление рассказа детьми о зиме.
3 этап. Заключительный.
- Составление сказки о зиме.
-Рисование иллюстраций к тексту.
-Создание презентации по сказке.
Реализация проекта :
Подборка иллюстраций о зиме, рассматривание и обсуждение их.
Рассматривание сюжетных картин «Первый снег», «Иней», «Зимующие птицы в парке», «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «На катке».
Составление детских рассказов по темам: «Здравствуй, зимушка-зима!», «Кормушка», «Зимние забавы», «Зимний лес».
Составление описаний зимующих птиц, диких животных, деревьев по индивидуальным картинкам.
Беседы о зиме, о зимующих птицах, о диких животных зимой, о зимних развлечениях.
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе:
- Наблюдения за сезонными изменениями природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, снегом, льдом, настом, снежинками, сосульками, снегопадом, метелью, деревьями, птицами и т. д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
- Наблюдения за красотой зимнего леса.
Цель: Закрепить названия деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями.
Развивать мышление, речь.
- Наблюдения за зимующими птицами.
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц зимой, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа:
1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ, щек и языка).
Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.
2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).
Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики, графических навыков. (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
4. Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.
5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.
6. Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
7. Логоритмические упражнения. Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: Обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры:
- «4-й лишний» (дождь, град, снег, зима; лыжи, зима, санки, коньки; снегирь, синица, кормушка, голубь).
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление).
- «Узнай по описанию» (Эта птичка маленькая, у нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски, целый день чирикает и прыгает).
Цель: Закреплять умение узнавать объект по описанию, развивать мышление, память.
- «Подбери признак» (зима, какая? – холодная, морозная, снежная, долгая, пушистая).
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Подбери родственные слова» (зима – зимний, зимушка, зимовать, зимующие, зимовье).
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
- «Скажи иначе» (дятел - трудолюбивый, работящий, старательный, неутомимый).
Цель: Учить подбирать синонимы к признакам и действиям объекта.
- «Скажи наоборот» (короткие уши – длинные уши, медленно ходит – быстро бегает).
Цель: Упражнять в употреблении антонимов.
- «Чей хвост, чья лапа, чье ухо?» (у медведя хвост – медвежий, у лисы – лисий, у зайца уши - заячьи).
Цель: Учить образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.
- «Счет 1 – 10» (серебристая ель, заячий след, зимующая птица).
Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные с числительными.
- «Расскажи о зимующей птице», «О зимнем дереве», «О диком животном зимой».
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
- «Один - много» (сорока – сорок, дятел – дятлов, ель – елей, снежинка – снежинок).
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
- «Четвертый лишний» - (зимние приметы, зимующие птицы, зимние виды спорта).
- «Когда это бывает?»
- «Зоологическое лото»
- «Как звери к зиме готовятся?»
- «Кто как зимует?»
- «Узнай по описанию»
- «Чей голос?»
- Домино «Птицы»
- «Телефон» («Назови родственные слова» - снег, лед, мороз, зима)
- «Волшебная цепочка» (распространение предложений).