Ольга Кулакова
Познавательно-речевой проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевой проект «Хлеб - всему голова»
Тип проекта : познавательно-речевой, с элементами исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий
По количеству участников: групповой.
Участники: воспитанники старшей группы родители воспитанников, воспитатели.
Возраст: 5 – 6 лет.
По продолжительности: краткосрочный
Автор проекта : Кулакова О. И.
Проблема:
Публикация «Познавательно-речевой проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят, или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.
Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:
• Хлеб – батюшка, водица — матушка.
• Хлеб – дар божий.
• Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
• Хлеб - всему голова.
В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.
Актуальность:
В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы половина детей группы не смогли. Остальные воспитанники затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.
Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также научить бережно относиться к хлебу.
Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.
Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Модель трё х вопросов:
Что мы знаем?
Хлеб продается в магазине
Хлеб бывает белый и черный
Хлеб вкусный и ароматный
Он полезный
Сеют зерно и отвозят на мельницу
Хлеб пекут из муки
Что хотим узнать?
Как растет хлеб?
Как готовится тесто?
Какой хлеб полезней?
Как правильно употреблять в пищу хлеб?
Где мы можем узнать?
Спросить у взрослых
Посмотреть в интернете
Прочитать в книге, энциклопедии
Посмотреть кино или мультики
Сходить в музей
Цель:
формирование у детей первоначальных представлений о процессе получении хлеба, о значимости его для человека.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения хлеба.
2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.
3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы
стать хлебом.
4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности.
5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно
строить предложения, высказывать свои мысли.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.
8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей
разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
Этапы реализации проекта :
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Деятельность педагогов:
- определение проблемы,
- определения уровня знаний детей по теме,
- постановка цели и задач,
- определение методов работы,
- составление плана мероприятий по реализации проекта;
- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.
Совместная деятельность педагогов и родителей:
подбор :
-методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
-материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;
-материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
- презентаций на данную тему.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Планирование деятельности педагогов:
Образовательная область Формы и методы работы
Познавательное развитие
Занятие Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное, социальное окружение) «Хлеб-всему голова»,
Дидактические игры «Назови правильно: злаки» Рассматривание зерен пшеницы, ржи, ячмени. Посадка пшеницы для проращивания;
«Отгадайте, что за растение», «Закончи предложение», «Путешествие зернышка», «А что потом?», «Отгадай», «Съедобное – несъедобное», «Подскажи словечко»
Экспериментирование «Волшебница-мука», «Свойства веществ»
Оформление макета «Откуда хлеб пришел на стол?».
Посещение музея хлеба (с родителями и воспитателями)
Речевое развитие
Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Марии Глинской «Хлеб»
Чтение и обсуждение:
Г. Х. Андерсен: ”О девочке, которая наступила на хлеб”,
М. Пришвин “Лисичкин хлеб”.
РНС «Крылатый, мохнатый, да масляный»
УНС «Колосок»
РНС «Легкий хлеб»
Инсценировка сказки “Колобок”.
Стихотворения:
«Ломоть хлеба» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский,
«Зерна наших дней, светитесь» Н. Тихонов, «Хлеб ржаной, батоны, булки». Д. Кедрин
Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.
Социально-коммуникативное развитие
Занятие «Как колосок пришел к нам на стол»
Беседы: «Откуда хлеб пришёл», «Кто печет нам пирожки?», «Как выращивают хлеб», «О сборе урожая», «О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу», «О профессиях хлебороба, пекаря», «Путешествие на хлебозавод» (показ презентации, «В чем польза хлеба?», «Труд человека кормит, а лень портит», «Комбайны-великаны», «Главная машина –трактор».
Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие.
Сюжетные игры: «Семья» игровая ситуация «Поход в хлебный магазин», «Семья» игровая ситуация «Готовим пирог». «Семья» игровая ситуация «Экскурсия в музей хлеба», Семья» игровая ситуация: «Ждем гостей. Печем пирожки»; «Музей хлеба», «Мы - водители».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Где мы были - мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Пахари и жнецы», «Пирог»
Хороводная игра «Каравай», «Петушок шел, шел»».
Игры малой подвижности «Вопрос-ответ», «Найди колосок и промолчи», «Зернышки»
Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски», «Урожай собирай», «Трактора», «Мельница», «В землю зернышки попали»
Пальчиковая гимнастика «Молотить мы стали», «Белый мельник»
Дыхательное упражнение «Ветер»
Художественно-эстетическое развитие
Занятие Аппликация с использованием природного материала (тыквенные семечки) «Колосок».
Занятие Рисование «Пшеничные колосья»,
Занятие Рисование сюжетное по сказке «Колосок
Рассматривание репродукций картин русских художников: И. Шишкин «Рожь», Н. Купреянов «Вспашка», «Посев», «Уборка», А. Васнецов «Жнецы» и др.
Лепка из солёного теста «Хлебобулочные изделия».
Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия».
Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины», «Хранилище для зерна. Элеватор»
Инсценировка детьми сказки «Колосок» в празднике осени
Дети:
Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсии в музей хлеба, в инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве.
Родители:
Беседа «Значение хлеба в жизни человека».
Поиск новых знаний о хлебе, его производстве. Участие в оформлении фотоальбома «Хлеб всему голова» (фото с экскурсии в музей хлеба, фото «Домашняя выпечка»)
Участие в оформление макета «Хлеб всему голова».
Участие в оформлении картотеки «Дидактические игры по теме «Хлеб всему голова», «Все о хлебе : пословицы, поговорки, стихи, сказки».
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
• обобщение результатов работы, формулировка выводов;
• обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;
• чаепитие с сушками и крендельками;
• подготовка презентации проекта.
Ожидаемые результаты по проекту :
1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.
2. Узнают, как хлеб выращивали раньше, научатся находить признаки сходства и отличия зерновых культур;
3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.
5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли.
6. Дети смогут освоить новые приемы и способы экспериментирования;
7. Проявятся творческие способности детей.
8. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники т. д.);
9. Узнают о пользе хлеба для человека.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :
- Макет «Откуда хлеб пришел на стол».
- Фотоальбом «Хлеб всему голова».
- Выставка рисунков.
- Картотека дидактических игр по теме, подборка материала «Все о хлебе : пословицы, поговорки, стихи, сказки».
- Буклет для родителей «Хлеб всему голова»
ВЫВОДЫ
Цель проекта достигнута.
Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:
- дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,
- узнали откуда берётся хлеб и как его производят.
Появилось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Сформировались навыки исследовательской деятельности.
Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.
Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.
Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:
1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.
2. Зерновым культурам, как и всем растениям для роста необходимы:
• плодородная почва
• свет
• вода
• тепло
• уход (правильная посадка, полив).
3. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
4. Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.
Использование проектного метода по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.
Литература
1. Хрестоматия «Наша Родина». –. изд. «Просвещение» 1984г.
2. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008
3. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.
4 «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005
5. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
Г. Воронеж 2006
6. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. 2001 г.
7 .Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М.
Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. -
М. 2005.
10. «Злаки. Какие они?» г. Москва изд. ГНОМ и Д 2003г.
11. Использование интернет-ресурсов.