Марианна Валерьевна Проскурня
Познавательно-речевое развитие дошкольников с речевыми нарушениями по теме «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальностью использования регионального компонента в работе с детьми дошкольного возраста является :
-изменения со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ к вопросам содержания и формам работы, касающихся личностного развития ребёнка;
-проблема возрождения России, т. к. в наше время старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний;
- в современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания;
Публикация «Познавательно-речевое развитие дошкольников с речевыми нарушениями по теме „Мой город“» размещена в разделах
-для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений;
- данный отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго;
- в дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной;
-в дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств;
- обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей с речевыми нарушениями в процессе использования регионального компонента.
Задачи:
-Развивать познавательные процессы, активную речевую деятельность, развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику,
-Развивать интерес к культуре и истории Донского края;
-Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОУ, социуме, на примере, национальных традиций и обычаев.
- Способствовать сохранению здоровьесбережения каждого воспитанника через создание условий в образовательном пространстве ДОУ, а именно сохранение и развитие положительного эмоционального отклика в процессе приобщения к истокам народной культуры.
-Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.
-Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.
-Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Формирование лексико-грамматических средств языка:
• Дидактические упражнения:
-«Где я нахожусь?» (активизация словаря, закрепление использования предлогов, понятий слева, справа, сзади, спереди, между);
-«Слова- родственники» ( образование однокоренных слов: город, городской, горожане, пригородный…и т. д.)
-«Измени слово» (район Белокалитвинский, площадь Белокалитвинская, здания-Белокалитвинские, белокалитвинцы)
-«Почемучка» (ребёнок задаёт любой вопрос о городе, о любом городском объекте);
- «Чего много?» (образование множественного числа существительных);
-«Какой, какая, какое, какие?» (обогащение лексики качественными прилагательными)
• составление рассказа «Путешествие по родному городу» (образование приставочных глаголов);
• оформление фотовыставки «Города Дона»
• беседа «Наш город» (ознакомление с этнографией Донского края, историей возникновения, архитектурными памятниками, достопримечательностями нашего города);
• рассматривание фотографий прошлого города, старых поселений (активизация словаря);
• разучивание казачьих пословиц, поговорок о родине, объяснение их значения;
Развитие связной речи :
• Составление рассказов «Мой город», «Узнай и расскажи», «Путешествие по Белой Калитве»;
• Чтение, разучивание стихотворения о родном городе, Донском крае, беседа об их содержании;
• «Составление коллективного рассказа «Чем помочь родному городу»;
• Дидактические упражнения:
• «Узнай по описанию» (достопримечательности города);
• «Пьедестал почёта» (ребёнок выбирает из набора фото или иллюстраций любой скульптурный или архитектурный объект, размещает его на «пьедестал почёта», рассказывает почему данная достопримечательность привлекла его внимание);
• «Закончи предложение» (образование предложений с союзом А)
Развитие общих речевых навыков.
• выразительное чтение стихотворений о своём городе, Донском крае;
• дидактические упражнения:
• «Скажи фразу из стихотворения, казачью пословицу, поговорку по-разному» (быстро, медленно, громко, тихо, весело, грустно);
• «Запомни слова» (скажи фразу из песни, стихотворения на одном выдохе);
• «Покажи стихотворение (фразу) мимикой (развитие и укрепление артикуляционных мышц);
• «Скажи фразу по-разному» (формирование умения воспроизводить основные темпы высказывания - повествовательного, вопросительного, побудительного)
• проговаривание текста, стихов о Донском крае (развитие речевого дыхания и голоса);
Развитие общей и мелкой моторики.
• Оформление стенда «Шагая по улицам города»;
• Раскрашивание герба города;
• Изготовление макета «Улица города»;
• Рисование «Наш город Белая Калитва»
• Речь с движениями «Донской край»;
• «Отгадай пословицу» (развитие выразительности движений);
• Конструирование «Дворец культуры», «Стадион»
Подготовка к обучению грамоте.
Чтение, печатание слов, обозначающих названия городов Дона, улиц, основных достопримечательностей города Белая Калитва.
Ожидаемый результат:
• Для детей:
• Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;
• Развитие интереса к истории и культуре родного края;
• Успешная социализация ребенка в обществе.
• Для родителей:
• Повышение интереса и активное участие родителей в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;
• Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания и обучения ребенка в семье.