Фехретдинова Венера Хамзяновна
Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
Народная мудрость
Без прошлого нет будущего.
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла.
Публикация «Познавательно-исследовательский, творческий проект „Кукла в национальном костюме“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Занятия с детьми куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Мир куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение куклы в игре современных детей.
Приобщение детей к народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности своего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Вид, тип проекта :
творческо – исследовательский, позновательный, краткосрочный.
Участники проекта : дети среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста, воспитатель и родители.
Цели проекта :
- формирование у детей 4-7 лет интереса к истории и культуре народа через образ традиционной народной куклы;
- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.
Задачи проекта :
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных, кукол в национальном костюме,кукол из бабушкиного сундука.
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Предполагаемый результат:
для педагога
повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;
распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях района, в публикациях педагогических журналов.
для воспитанников:
формирование знаний об истории народной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;
развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;
совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей среднего, старшего подготовительного дошкольного возраста.
для родителей:
активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс детского сада.
Тиражируем ость результата:
Размещение материалов о ходе реализации проекта на страничке воспитателя официального сайта Кочко-Пожарского детского сада
Презентация проекта «Кукла в национальном костюме» на РМО педагогов.
Публикация статьи о реализации проекта в газете «Туган Як», «Сергачская Жизнь».
Размещение конспекта итогового мероприятия в социальных сетях работников образования
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физкультурное развитие
Ожидаемые результаты
У детей сформированы знания о кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому народа.
Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Методы исследования :
1. Сбор информации
2. беседы
3. просмотр презентаций
4. чтение
5. мастер классы
6. исследование
7. анализ
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Подборка методической,научно-популярной,художественной литературы,поиск интернет-ресурсов по теме проекта.
Составление плана над проектом,этапов его реализации.
Подбор наглядного материала :иллюстрации,песен,пословиц,поговорок стихов,книг,сказок,загадок о кукле.
Разработка конспектов занятий,презентации,ИКТ игр, целевых прогулок,консультаций для родителей,мастер классы.
Подготовка проекта по созданию РППС в группе:изготовление дидактических игр,атрибутов для сюжет но-ролевых игр.
Планирование взаимодействий с социокультурными партнерами СДК,местная библиотека,местная рукодельница кукол Несимя апа
Основной
Беседа с детьми «Знакомство с куклой»(игровые, обрядовые, обереговые, «История возникновения народной куклы» «Виды кукол», «Моя любимая игрушка» «Обряды и традиции народа»
Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы,Навруз, чувашской народной сказки «Кукла», татарской сказки «Куколка в траве»,«Кыйсылу»
- Чтение и заучивание стихотворений, загадок,потешек о кукле
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами, костюмы народов мира. традиции и обряды народов мира – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Занятие «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
- Знакомство с процессом изготовления кукол (Мастер класс «Закрутка, Берегиня», «Пеленашка»
- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», .
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
Значение узоров:
Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.
Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.
Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.
Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Дидактическая игра «Закончи узор».
Цель: развитие ручного праксиса.
Дидактическая игра «Народные промыслы».
Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.
Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).
Дидактическая игра «Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.
- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,
Физическо-оздоровительная деятельность:
русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».
Татарские народные игры «Продаем горшки (Чулмакуены,Тимербай
«Абакле», «Кучтем-куч».
Чувашские народные игры:
«Осы» («Сапсасем»)
«Лиса и гуси(«Тилепе хурсем»)
«Птицы» («Кайакла»)
Музыка:
-слушание народных татарских,русских,чувашских песен,мелодий,частушек.
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «Платок», «Приехала купаленка…», «Утыр утыр амине алмагачных тобене», «Кере Зекерия кумая»,
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Заключительный этап:
Конкурс среди родителей «Кукла в национальном костюме
Участие в межрайонном фестивале детских творческих коллективов «ЖЯЯСУ» посвященный «Кукла в национальном костюме».
На РМО презентация проекта «Кукла в национальном костюме» по познавательному развитию для воспитателей района.
Создание в группе мини-музея «Музей кукол».
Участие в муниципальном конкурсе мини-музеев.
Посещение музея родителями.
-Размещение итогов мероприятий на официальном сайте детского сада,социальных сетях работников образования.
Размещение материалов о ходе реализации проекта на страничке воспитателя официального сайта детского сада.
Публикация о реализации проекта в газете «Туган Як», «Сергачская жизнь»
Итог : Работа над проектом помогла сформировать знания детей об истории народной куклы,приобщения детей к народной культуре, о красоте и многообразии этого мира, его истории. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.