Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» (2 фото)

Фехретдинова Венера Хамзяновна
Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла.

Публикация «Познавательно-исследовательский, творческий проект „Кукла в национальном костюме“» размещена в разделах

Занятия с детьми куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Мир куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение куклы в игре современных детей.

Приобщение детей к народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности своего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Вид, тип проекта :

творческо – исследовательский, позновательный, краткосрочный.

Участники проекта : дети среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста, воспитатель и родители.

Цели проекта :

- формирование у детей 4-7 лет интереса к истории и культуре народа через образ традиционной народной куклы;

- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Задачи проекта :

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных, кукол в национальном костюме,кукол из бабушкиного сундука.

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Предполагаемый результат:

для педагога

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях района, в публикациях педагогических журналов.

  для воспитанников:

  формирование знаний об истории народной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

 развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей среднего, старшего подготовительного дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс детского сада.

Тиражируем ость результата:

Размещение материалов о ходе реализации проекта на страничке воспитателя официального сайта Кочко-Пожарского детского сада

Презентация проекта «Кукла в национальном костюме» на РМО педагогов.

Публикация статьи о реализации проекта в газете «Туган Як», «Сергачская Жизнь».

Размещение конспекта итогового мероприятия в социальных сетях работников образования

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Физкультурное развитие

Ожидаемые результаты

У детей сформированы знания о кукле, материалах, необходимых для её изготовления.

Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому народа.

Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Методы исследования :

1. Сбор информации

2. беседы

3. просмотр презентаций

4. чтение

5. мастер классы

6. исследование

7. анализ

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Подборка методической,научно-популярной,художественной литературы,поиск интернет-ресурсов по теме проекта.

Составление плана над проектом,этапов его реализации.

Подбор наглядного материала :иллюстрации,песен,пословиц,поговорок стихов,книг,сказок,загадок о кукле.

Разработка конспектов занятий,презентации,ИКТ игр, целевых прогулок,консультаций для родителей,мастер классы.

Подготовка проекта по созданию РППС в группе:изготовление дидактических игр,атрибутов для сюжет но-ролевых игр.

Планирование взаимодействий с социокультурными партнерами СДК,местная библиотека,местная рукодельница кукол Несимя апа

Основной

Беседа с детьми «Знакомство с куклой»(игровые, обрядовые, обереговые, «История возникновения народной куклы» «Виды кукол», «Моя любимая игрушка» «Обряды и традиции народа»

Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

- Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука».

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы,Навруз, чувашской народной сказки «Кукла», татарской сказки «Куколка в траве»,«Кыйсылу»

- Чтение и заучивание стихотворений, загадок,потешек о кукле

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами, костюмы народов мира. традиции и обряды народов мира – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Занятие «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Знакомство с процессом изготовления кукол (Мастер класс «Закрутка, Берегиня», «Пеленашка»

- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», .

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».

Татарские народные игры «Продаем горшки (Чулмакуены,Тимербай

«Абакле», «Кучтем-куч».

Чувашские народные игры:

«Осы» («Сапсасем»)

«Лиса и гуси(«Тилепе хурсем»)

«Птицы» («Кайакла»)

 

Музыка:

-слушание народных татарских,русских,чувашских песен,мелодий,частушек.

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «Платок», «Приехала купаленка…», «Утыр утыр амине алмагачных тобене», «Кере Зекерия кумая»,

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап:

Конкурс среди родителей «Кукла в национальном костюме

Участие в межрайонном фестивале детских творческих коллективов «ЖЯЯСУ» посвященный «Кукла в национальном костюме».

На РМО презентация проекта «Кукла в национальном костюме» по познавательному развитию для воспитателей района.

Создание в группе мини-музея «Музей кукол».

Участие в муниципальном конкурсе мини-музеев.

Посещение музея родителями.

-Размещение итогов мероприятий на официальном сайте детского сада,социальных сетях работников образования.

Размещение материалов о ходе реализации проекта на страничке воспитателя официального сайта детского сада.

Публикация о реализации проекта в газете «Туган Як», «Сергачская жизнь»

Итог : Работа над проектом помогла сформировать знания детей об истории народной куклы,приобщения детей к народной культуре, о красоте и многообразии этого мира, его истории. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.

Фото «Кукла в национальном костюме»
Публикации по теме:

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. «Кукла в национальном костюме» Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом,.

Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов[/b] Дата проведения: 26.10.2016 г. Время: 10.30.

Познавательно-исследовательский проект «Ай да репка!» 1. Аннотация проекта: Тип проекта: познавательный - исследовательский, творческий. Участники проекта – дети 2 младшей группы «Фантазёры»,.

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп» автор: Осипова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 16 «Петушок»" Тип.

Познавательно-творческий проект «Народная кукла-оберег» Познавательно-творческий проект «Народная кукла-оберег».Кислицина Людмила Познавательно- творческий проект «Народная кукла- оберег». Муниципальное.

Познавательно-творческий проект «Народная тряпичная кукла» Принципы интеграции в реализации различных видов детской деятельности Познавательно- творческий проект «Народная тряпичная кукла».

Проект исследовательский творческий «Это время года осенью зовется!» Паспорт проекта Вид проекта: Исследовательский-творческий. Возраст детей: Группа детей общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. Участники.

Исследовательский, творческий, практико-ориентированный проект «Бумажные фантазии» .

Творческий исследовательский проект «Наш дружок — живой песок» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» комбинированного вида г. Шуя Ивановской области. Описание опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 23:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»» (включая файлы) размещена пользователем Фехретдинова Венера Хамзяновна (УИ 680992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД