Наталия Горячева
Познавательно-исследовательский проект «Приключения домовенка Кузи (предания старины глубокой)»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проектна тему :
«Приключения домовенка Кузи (Предания старины глубокой)»
Разработчики:
Горячева Наталия Вячеславовна, воспитатель МДОУ д/с № 52
Сергеева Мария Евгеньевна, воспитатель д/с № 88 (ОАО «РЖД»)
Жукова Юлия Николаевна, воспитатель МДОУ д/с № 18
Пискарева Ирина Геннадьевна, воспитатель МДОУ д/с № 18
Кокорина Наталья Борисовна, воспитатель МДОУ д/с № 18
Соколова Галина Александровна воспитатель МДОУ д/с № 18
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Приключения домовенка Кузи (предания старины глубокой)“» размещена в разделах
Срок реализации проекта : 1 неделя
Участники проекта : Дети средней группы– 4-5 лет, родители, педагоги
Принципы дошкольного образования, реализуемый в проекте
Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Актуальность темы:
Современные дети практически ничего не знают о старинных бытовых предметах и о жизни людей в старину. Элементарные бытовые предметы вызывают у детей недоумения и вопросы, однако дети проявляют интерес к прошлому своих предков.
В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».
Одной из образовательных областей в рамках ФГОС ДО является «Социально-коммуникативное развитие», основной целью которого является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Планируемый результат
Дети знают пословицы и поговорки, касающиеся традиционных предметов быта в русской избе;
Знают предметы русской старины и их назначения;
Играют в русскую народную игру «Гори-гори ясно»;
Знакомы с элементами дымковской игрушки
Играют на народном инструменте (ложки);
Дети заинтересовались обычаями и с традициями русского народа;
Дети совместно со своими родителями познакомились с корнями своей семьи;
Родители приняли участие в фотовыставке «По следам наших предков»;
Родители приняли участие в подборе экспонатов для музея «Русская изба»;
Педагоги приняли участие в реализации проекта и могут пользоваться результатами совместного труда (экспонатами музея) с другими детьми
Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры, традициям, формируя тем самым патриотические чувства у детей.
Задачи
Образовательные: - Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь);
Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (лавка, прялка, самовар, и др.);- Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками; Развивающие: - Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;- Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. - Включить родителей в совместную исследовательскую деятельность в условиях семьи;
Воспитательные:- Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Подготовительный этап:
Чтение русских народных сказок
Рассматривание иллюстраций к ним
Разучивание пословиц, поговорок, потешек
Проведение русских народных игр
Отгадывание загадок
Привлечь родителей к оформлению выставки народной утвари
Основной этап:
Д/Н
Наименование обр. мероприятий
Содержание деятельности воспитателя
Содержание деятельности детей
Содержание совместной деятельности
Пнд.
Сюрпризный проблемно-игровой момент – появление домовенка Кузи с предметом старины (Чугунок)
Речевое развитие. Беседа: «По страницам русской истории. Бытовые предметы»
Художественно-эстетическое развитие. «Подружки для Кузи»
Формулирует задачи, вводит в игровую ситуацию,
помогает спланировать деятельность;
вносит материал в центр познавательной активности; предлагает новые техники для конструирования кукол
Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают и уточняют задачи проекта, знакомятся с предметами русского-народного быта и игрушками, конструируют
Формулируем проблему, принимаем решение о помощи Кузе; Обсуждаем новые сведения; продуктивные способы изображения кукол
Вт.
Физическое развитие. Песенная подвижная игра: «Гори-гори ясно»
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Веселая дымка»
Подводит к решению познавательных задач.
Предлагает выбор техник рисования узоров. Декоративное рисование
Предложить детям русскую народную игру
Дети планируют свою деятельность, выбирают и готовят материал к ИЗО деятельности
Обсуждаем новые сведения; продуктивные способы изображения самовара
Ср.
1. Речевое развитие: «Знакомство с пословицами и поговорками»
2. Познавательное развитие «Посиделки в русской избе
Демонстрация презентации о пословицах.
Предлагает детям посетить музей «Русская изба»
Дети обсуждают пословицы и поговорки.
Узнают о русском народном быте
Обсуждаем новые сведения; Игра на ложках и других музыкальных инструментах русского народа
Д/Н
Наименование обр. мероприятий
Содержание деятельности воспитателя
Содержание деятельности детей
Содержание совместной деятельности
Чт.
1. Интегрированое занятие. «В гостях у Мастерицы»
2. Дидактическая игра «Что было, что стало?»
Оказывает практическую помощь.
Предлагает игровой сюжет- путешествие.
Подводит к итоговым выводам, к проблеме изучения русского народного творчества
Выбирают необходимый материал для Рисования.
Дети воплощают свой замысел в продуктивной деятельности
Продуктивные способы изображения Дымковского узора. Закрепление узора. Организация выставки творческих работ
Пт.
1. Социально-коммуникативное развитие: «В гости к русской печке»
2. Познавательное развитие. ФЦКМ. Расширение кругозора – «Русский самовар»
Продолжать знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Дети делают вывод по завершению работы в музее старины
В процессе занятия – путешествия проживаем и актуализируем полученные в ходе проекта знания.
Продуктивные способы изображения.
Ставим новые проблемные вопросы
Завершающий этап:
Итоговая диагностика
Фотовыставка: «По следам наших предков»
Совместно с родителями пополнение экспонатов музея «Русская изба»
Диагностический инструментарий:
Беседа «Что я знаю об истории своей Родины?»
Анализ продуктов деятельности
Карта фиксации достижения детьми планируемых итоговых результатов
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды :
Оборудование, необходимое для реализации проекта
Музей-центр познавательной активности «Русская изба»
Центр книги – подбор художественной и альбомов с иллюстрациями по теме
Музыкальный центр
Мультимедийное оборудование
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в результате проекта :
Выставка детского творчества
Фотовыставка : «По следам наших предков»
Пополнение экспонатами музея «Русская изба»
Информационные ресурсы:
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Айриспресс, 2003 г.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004 г.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004 г.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005 г.
7. https://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/zaykina-izbushka.html (04.04.2015)
8. ФГОС Дошкольного образования https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf
9. О. Узорова, Е. Нефёдова. Большая Книга загадок - М. : Астрель:АСТ, 2008
Спасибо за внимание!