ирина сопельняк
Познавательно-исследовательский проект «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема проекта : «Этот загадочный космос»
Вид проекта : Исследовательский, познавательный, творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный (9 дней)
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители
Актуальность проекта : Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе. Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Гипотеза проекта : Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи проекта :
Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за достижения отечественных ученых и космонавтов;
• Воспитывать желание учиться, узнавать новое и делать собственные маленькие открытия в сфере космоса;
• Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах
Развивающие:
• Развивать мышление, познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
• Способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них;
• Развивать любознательность, инициативу и самостоятельность детей.
Образовательные:
• Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
• Расширить представления об исследовании космоса, первом космонавте Юрии Гагарине и других известнейших покорителях космического пространства
Методы проекта : утренний круг, рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций, сюжетно ролевая игра, дидактические игры, придумывание космических историй
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап –мотивация
Подготовить «скафандрики» из бумаги для каждого ребенка группы. На утреннем круге сообщаем детям: Я приготовила вам сегодня подарки. Что это такое? Для чего они нужны? От чего они защищают в космосе? Хотите узнать, что такое космос? Что мы можем сделать, чтобы узнать?
Далее переходим к заполнению модели трех вопросов
2 этап – разработка совместного плана работы над проектом
Что мы знаем о Космосе? Что мы хотим узнать
о космосе?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
В космосе есть планеты (Назар К.)
Я знаю в космосе нет притяжения и большая гравитация (Ваня Ж.)
В космосе очень холодно (Володя Б.)
Нет кислорода. (Артём С.)
Существует солнечная система (Семен Р.)
Я знаю в космосе есть черная дыра. (Ваня Т.)
Космос бесконечный (Сережа П.)
В космосе есть звезды и они светят ночью (Диана Л.)
Я знаю, что падают метеориты (Лиля Д.)
• А метеориты – это горящие камни (Артем Т.) есть ли жизнь на других планетах? (Володя Б.)
узнать почему космос называют бесконечным? (Ваня Ж.)
Что внутри черной дыры? (Диана Л.)
Откуда в космосе появляется мусор? (Семён Р.)
Что такое космические впадины (Артём С.)
Я хочу узнать, где живут инопланетяне? (Дима М.)
Каково это полет в космос? (Назар К.)
Как создавался космос (Ваня Ж.)
Как родилась планета земля (Ярик К.)
Можно спросить у воспитателя (Ксюша К.)
Спросить у мамы или папы (Артем С.)
Можно посмотреть в энциклопедии или в другой книжке (Семен Р.)
Нужно спросить у взрослых. (Назар К.)
В интернете можно узнать обо всем. (Артем Т)
Да, а еще можно в телефоне (Диана Л.)
Совершить виртуальную экскурсию в космос (И. А.)
Посмотреть мультик «Тетушка Сова» (Ярик К.)
Можно посмотреть в телескоп (Володя Б.)
А еще можно поехать в Сочи в планетарий (Дима П)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги, родители.
Центр науки и экспериментирования:
Узнать из энциклопедии о космосе (Семен Р.)
Посмотреть развивающие мультфильмы (Назар К.)
Создать презентацию «Виртуальная экскурсия в космос». (И. А.)
Оформить выставку в книжном уголке о космосе (И. А.)
Беседа «Что такое космос».
Просмотр мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка"
Провести опыт (Назар К.)
Опыт «День и ночь», «Гравитация» (И. А.)
Центр книги:
Найти загадки о космосе (Саша М.)
Побеседовать о космосе (И. А.)
Придумать интересные космические истории (Семен Р.)
Чтение Бороздин В. П. «Первый в космосе», А. Хайт «Ты ухватишься за звёзды» (И. А.)
Рассматривание иллюстраций, фотографий о космосе
Заучивание стихотворения Г. Виеру «Ракета»
Центр математики:
Сосчитать космические звезды (Лиля Д.)
Построить из палочек Кюизенера ракету (Ярик К.)
«Подбери созвездие»- Соединить линиями созвездие с нужной картинкой. (И. А.)
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. (И. А.)
НОД по ФЭМП «Космическая математика»
Центр конструирования:
Построить из конструктора «Лего» –космодром (Ваня Т.)
А можно из строительного материала построить космический корабль (Сережа П.)
Конструирование ракеты из бумаги (И. А.)
Центр искусства:
Нарисовать цветными мелками космонавта (Маша М.)
Слепить инопланетянина (Володя Б.)
Нарисовать космос и планеты (Диана Л.)
Придумай и вырезать ракету (Дима П.)
НОД лепка «Космические фантазии»
НОД рисование «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
Центр физкультуры:
Играть в космические игры. (Ваня Ж.)
Подвижные игры ««Невесомость», «Космонавты»
Разучить упражнения для космической зарядки
Центр игры:
Сюжетно - ролевая игра «Космическое путешествие» (И. А.)
Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Четвертый лишний»
«Подбери словечко»
Настольно- печатные игры: «Космическое лото», «Разложи планеты по порядку»
Центр музыки
прослушивание и разучивание детских песен
Взаимодействие с семьей:
Изготовить кроссворд (мама Ярослава)
Изготовление памятки и папки - передвижки. (И. А.)
3 этап- практический
На данном этапе смотрели презентации, видеоролики, познавательные мультфильмы. Ежедневно при проведении утреннего круга воспитатель рассказывала о том космосе и космонавтах, о солнечной системе и созвездиях.
Просмотрев презентацию по теме проекта «Что такое космос», дети узнали о солнечной системе, влиянии солнца на планеты, узнали о космонавтах.
При, проведении экспериментов, дети познали, что такое гравитация, лунные кратеры.
Рассматривание энциклопедий и книг, способствовали расширению знаний детей
4 этап - итоговый
Итоговым мероприятием проекта был проведен КВН. Дети обобщили знания о космосе; закрепить знания о планетах солнечной системы. Соревновались и выполняли в различные задания.
Далее все вместе проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого и ответив на вопросы
Вопросы к детям:
Что нового и интересного вы узнали о космосе?
Где и как будете использовать свои знания?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Чтобы ты изменил?
Вопросы родителям:
Как вы считаете, обогатились ли знания детей о космосе?
Какие мероприятия плана были удачными, способствовали расширению у детей представлений?
Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта :
Ожидаемые результаты проекта Полученные результаты проекта
К окончанию срока реализации проекта у детей сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети подготовительной группы хорошо ориентируются в полученном материале, используя знания в играх и НОД. У детей повысился уровень знаний о космосе
Дети заинтересованы темой о космосе, проявляют познавательной активности :
вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду
Повышен уровень компетентности родителей в поисково-познавательной и творческой деятельности совместно с детьми
Вопросы педагогам:
Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективным для решения задач проекта?
Что помогло включить детей в общий проект?
Что нужно будет учесть в следующий раз?
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
О. А. Скоролупова «Покорение космоса. Тематические недели в детском саду. Учебно–методическое пособие»
Издательство: "Скрипторий 2003" (2015)
Л. В. Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада» Издательство:"ПРОСВЕЩЕНИЕ (Просвещение)" (2015)Во время утреннего круга, воспитатель предлагает ситуацию