Наталия Хожаинова
Познавательно-исследовательский проект «Волшебные кристаллы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Сказка» комбинированного вида муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области
Познавательно- исследовательский проект
«Волшебные кристаллы»
Автор проекта : Хожаинова Н. В.
Абдулино, 2023
Проблемно – ориентировочный анализ
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебные кристаллы“» размещена в разделах
Кристаллы – поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, ровные, гладкие грани и, самое главное, правильная форма. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал, отшлифовал и раскрасил. Именно этому «чуду» и посвящена работа.
Кроме того, возникла мощная отрасль промышленности, сосредоточенная на производстве различных кристаллов, используемых в электронике, радиотехнике, оптике, лазерной технике, технике измерений – практически везде. Это победное шествие кристаллов – тружеников, природных и искусственных, продолжается, и замены им пока не видно Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательно-речевой деятельности[. А встречались ли вы в жизни с кристаллами? Конечно, да! Оказывается мы живём в мире кристаллов. В природе кристаллы растут тысячи лет, а ученые изобрели быстрые способы выращивания искусственных кристаллов, что широко используется повсеместно. Выращивание искусственных кристаллов очень увлекательный и важный для современной жизни процесс.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.
Проект «Волшебные кристаллы» учитывает то, что познавательная активность дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях. В рамках проекта с детьми планируются наблюдения, проводятся познавательные беседы, организуются различные опыты.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : изучение «мира кристаллов» и способов их выращивания.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Обогащать представление детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
2. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о объектах неживой природы, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного исследования, сравнения и элементарного анализа.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой.
4. Узнать факты о кристаллах.
5. Вырастить кристаллы в домашних условиях.
УЧАСНИКИ ПРОЕКТА :
- воспитатель;
- дети старшей группы;
- родители;
ТИП ПРОЕКТА : исследовательский, творческий, групповой.
МАСШТАБ ПРОЕКТА : краткосрочный,
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Знакомство с проектом через папку – передвижку.
2. Создание коллекций камней «Малахитовая шкатулка»
3. «Выставки украшений».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
1. Приобретение новых знаний и впечатлений об объектах неживой природы.
2. Выращивание кристаллов из соли.
3. Выращивание кристаллов с помощью набора «Разноцветные кристаллы».
4 .Расширение познавательно-речевой сферы дошкольников, умение составлять описательный рассказ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Реализация задач проекта осуществляется по направления ;
• познавательно - речевое развитие;
• социально-личностное развитие ребенка;
• художественно-эстетическое развитие ребенка.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Беседа «Загадочный мир минералов»
3. НОД на тему: «Интересное о камнях и кристаллах»
4. НОД «Каждому знаку Зодиака свой камень».
5. Чтение литературы «Серебряное копытце» П. Бажова и И. Н. Рыжова «О чём шептались камни».
6. Викторина: «Что вокруг нас сделано из камней»
7. Выращивание кристалла : кристаллизация соли, кристаллизация морской соли ароматизированной.
Кристалл — это твердое состояние вещества. Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы.
Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами. Если посмотреть на сахар, соль или чистый песок в увеличительное стекло или микроскоп, то можно увидеть формы их кристаллов.
В природе существует много веществ, образующих кристаллы :
- каждая частица соли и сахара – тоже кристалл;
- снег – это вода, замерзшая в виде мельчайших, очень красивых кристаллов. Все они расположены так, что образуют пушистую рыхлую массу, в которой не могут лечь плотно друг к другу.
Моя совместная деятельность с воспитанниками построена последовательно:
И имеет следующие конкретные этапы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Выдвижение гипотезы;(перед экспериментом, дети озвучивают свои предположения)
• Поиск и предложение возможных вариантов решения; (исследование вещества на растворимость, наблюдение за кристаллизацией)
• Сбор материала; (что мы узнали о кристаллах)
• Обобщение полученных данных. (продукт исследования)
Рассматривая кристаллы, воспитанники решили узнать растворяются ли кристаллы в воде? Я предложила проверить.
Мы провели опыт по растворимости сахара и соли
Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее.
По чайной ложке сахара положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы сахара растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод:
-в теплой воде кристаллы сахара и соли растворяются быстрее, чем в холодной.
-кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого
растворы.
Мои воспитанники пришли к выводу: Все кристаллы растворяются по разному. Например, в холодной воде соль растворяется быстро, сахару необходимо больше времени. Горячая вода помогает некоторым веществам легче расворяться, как, например, сахару в горячем чае.
Читая и изучая литературу для выяснения нашего вопроса: «Что такое кристаллы?», мы решили попробовать вырастить это чудо у себя в детском саду.
Следующий опыт: Кристаллизация – выращивание кристаллов.
Опыты по кристаллизации :
Выращивание кристаллов - процесс очень интересный, но бывает достаточно длительным. Полезно знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества образуют кристаллы различной формы, а некоторые их вовсе не образуют; что надо сделать, чтобы они получились большими и красивыми.
Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, соль еще оказывает оздоровительное воздействие на человека для этого созданы солевые комнаты. Вот и мы выращивание наших кристаллов начали с этого уникального продукта.
Больше всего моим воспитанникам хотелось получить кристалл поваренной соли, так как она есть дома у каждого и для выращивания не надо никаких сложных инструментов и дорогих затрат.
Результаты выращивания кристаллов поваренной соли
В результате изучения дополнительных материалов, а также проведения практической работы мои воспитанники пришли к следующим выводам:
• Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней.
• Кристаллы бывают разных цветов, в большинстве своём прозрачны.
• Кристаллы окружают нас повсюду.
Дети настолько увлеклись выращиванием кристаллов, что попытались вырастить кристаллы в домашних условиях из разных солей. Для этого использовали: поваренную соль, морскую соль для ванны, из пищевой соды.
В процессе работы воспитанники усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов. Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора. Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор.
Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Мы научились выращивать кристаллы.
Список литературы.
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 528
2. Гризик Т. И. «Познаю мир»
3. Ковинько Л. В. «Секреты природы-это так интересно»
4. Еловская Л. Ю. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2013. - № 5
5. Тугушева Г,П., Чистякова А,Е «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
6. Зенина Т,Н. «Ознакомление дошкольников с природными объектами»
7. Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду»
8. Энциклопедия «Я познаю мир» (сокровища Земли)
9. Энциклопедия «Я познаю мир» (камни и минералы)
10. Природоведение «Камни и минералы»