Гунсыма Бадмаева
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Что можно сделать со снегом»
▼ Скачать +Заказ
Что можно сделать со снегом
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира. Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе „Что можно сделать со снегом“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Каждый год мы с нетерпением ждём прихода зимы. Радуемся первым снежинкам, первому снегу. Снег привычен для нас, но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег? Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения, путём опытов и экспериментов детям представится возможность самим ответить на вопросы «как?» и «почему?».
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству со свойствами снега.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Разработчики проекта Бадмаева Гунсыма Алексеевна
Михеева Туяна Васильевна
Цель проекта Исследовать, что такое снег, изучить его свойства
Задачи проекта Образовательные :
- дать представление, что такое снег и познакомить с основными свойствами снега (белый, холодный, тает в помещении и превращается в воду, чистоту);
-обогатить речь детей описательными прилагательными (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый);
- приучать отмечать результаты наблюдений.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, мышление, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом;
- формировать у детей эмоциональную заинтересованность.
Воспитательные:
- воспитывать сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;
- воспитывать умение работать сообща.
Назначение проекта Развитие познавательного опыта в процессе исследовательской деятельности. Обогащение и расширение представлений детей о свойствах снега. Развитие инициативы и самостоятельности посредством детского экспериментирования.
Срок реализации проекта Краткосрочный, групповой - 1 неделя
Принципы реализации проекта Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. Последовательность, поэтапное внедрение и применение методик.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Условия реализации проекта - Использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры, эксперименты.
- Презентация проекта
Этапы реализации проекта I этап. Аналитико-прогностический (организационный)
Цели:
• Беседа с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.
• Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
• Организация предметно-развивающей среды.
• Подборка литературы, игр, опытов, иллюстраций.
• Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
Итоги этапа: Была выявлена направленность интереса детей, и, как следствие, план дальнейших действий.
II этап. Содержательный.
1 день.
Беседа «Что такое снег».
Цель: Сформировать понятие о снеге, откуда он берется.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: Продолжать формировать знания о временах года, их последовательности и изменениях в природе.
Рисование «Снеговик».
Цель: Развитие пространственного воображения детей через рисование предмета, состоящего из нескольких частей.
2 день.
НОД по развитию речи «Зимняя прогулка».
Цель: Учить детей составлять рассказ по картине.
• за снегопадом.
Цель: Формировать представления детей о сезонном явлении – снегопаде.
Опыт №1 «Снег и его свойства»
Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.
3 день.
Подвижная игра «Снежинки кружатся».
Цель: Согласовывание движения с текстом стихотворения.
Опыт №2 «Куда спрятался снег».
Цель: Показать детям, что снег в тепле тает и превращается в воду.
Опыт №3. «Определение чистоты снега».
Цель: Показать детям, что снег бывает грязным и есть его нельзя.
Чтение художественной литературы «Снегурочка»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
4 день.
Беседа «Почему нельзя есть снег».
Цель: формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни.
• по лепке «Снеговик».
Цель: учить детей называть основные приметы зимнего периода, закрепить умение лепить снеговика из пластилина; делить пластилин на три разные части, скатывать три шара (большой, средний и маленький); развивать самостоятельность.
• №4 «Разноцветный снег».
Цель: Показать детям, что снег можно раскрашивать.
5 день.
Оформление фотовыставки об этапах проведения проекта.
Развлечение «Зима-много снега принесла».
III этап. Итогово-аналитический (обобщающий)
Итогом мероприятия стало проведение развлечения «Зима-много снега принесла», в котором дети закрепили знания о свойствах снега.
Итог этапа:
У детей сформировались элементарные навыки исследовательской деятельности, знаний о свойствах снега.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и опытов.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Ресурсное обеспечение проекта оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, ведерки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – модели опытов); краски, кисточки, баночки с водой; энциклопедии, иллюстрации; художественная литература.
Участники проекта Воспитатели, воспитанники младшей группы, родители.
Ожидаемый результат - Дети: узнают, что снег белый, холодный, мягкий, пушистый, тает в теплых ладошках и теплом помещении; при таянии снег превращается в воду, снег можно раскрасить; закрепят умения лепить снеговика из пластилина, называть части снеговика; пополнится активный и пассивный словарь.
- Проявлена самостоятельность в процессе деятельности.
• Проявлена настойчивость в достижении своих результатов.
- Воспитатель: Создана предметно-развивающая среда в группе с учетом побуждения интереса к исследовательской деятельности детей и экспериментированию. Развита инициатива и самостоятельность посредством детского экспериментирования.
Родители: Повысилась компетентность по данной теме.
Литература 1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2007.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
3. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир. Экология» -М. ; АСТ 2007г.
4. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.
5. Русская народная сказка «Снегурочка»
6. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г.
7. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г.
8. «Вопросы и ответы». М., «Дрофа» В. В. Любимцев. 1995 г.
9. «Физика в природе», М., Вербум – М, Л. В. Тарасов. «Снег и лёд» 2002 г.
10. Интернет-ресурсы.