Оксана Климина
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Цветные льдинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Цветные льдинки»
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»
Руководитель проекта : Климина Оксана Владимировна
Срок проекта : краткосрочный (с 28 ноября по 9 декабря)
Тип, вид проекта : познавательно-исследовательский
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Цветные льдинки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Участники проекта : воспитанники старшей группы «Солнышко», воспитатели, родители
Актуальность проекта
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. На основе этого был создан проект «Цветные льдинки».
Цель проекта :
Формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в условиях детского сада в зимний период.
Задачи:
• Развивать познавательный интерес детей, способствовать умению устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — мороз — лёд)
• формировать умения и навыки наблюдения за объектами неживой природы
• формировать представления детей о свойствах и агрегатных состояниях воды
• развить экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей.
• развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус в ходе работы с природными материалами: водой и льдом.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- дети приобретают новые знания об условиях возникновения льда и способах его получения;
- научатся планировать, прогнозировать, моделировать, устанавливать взаимосвязи в природе, что позволит им в будущем рационально строить отношения с природной средой;
- формируют такие личностные качества, как любознательность, ответственность по отношению к природе и человеку;
- развивают интерес к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
– самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Основные методы и формы работы по реализации проекта :
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- опыты, эксперименты;
- наблюдения;
- анализ
Проблема:
Дети недостаточно ориентируются в агрегатных состояниях воды, а особенно в понятии «твёрдое агрегатное состояние». Важно направить интерес ребёнка для осуществления поиска необходимой ему информации и способах достижения цели исследований.
Во время зимней прогулки с детьми, дети задавали вопросы: «Что такое лёд? Какой бывает лёд? Почему предметы скользят по льду? Каким образом можно получить цветной лёд? Как люди применяют лёд?»
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
• Подбор иллюстративного материала по теме, подготовка оборудования для опытов, изготовление пооперационных карт, схем для проведения опытов и экспериментов, дидактических игр, материалов для игр; подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме. Анализ научной и методической литературы.
2 этап – основной (практический)
План – график работы по реализации проекта
Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога и детей Основные продукты деятельности
детей Сроки и место проведения Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Социально – коммуниккативное развитие Беседы:
«Какая погода чаще всего бывает зимой?»
«Как определить есть ли на улице мороз?»
«Снег — какой он?»
«Лёд — какой он?»
«Можно ли самим сделать лёд?»
«Возможно ли использовать лёд для украшения площадки? Каким образом?»
«Приносит ли снег пользу человеку, и какую?»
Просмотр развивающего мультипликационного фильма «Смешарики. Лёд.»
28.11.22
30.11.22
7.12.22
Вторая половина дня
Иллюстрации и картинки с изображением разных фигур изо льда, фотографий с изображением снежных городков, фотографии снежинок.
Познавательное развитие Эксперименты: «Свойства льда и снега»
«Три состояния воды (лед, пар, жидкость)»
«Вода меняет цвет от вещества, растворенного в ней», Свойства воды (вода не имеет формы, запаха, вкуса.»
«Лед тает от тепла.»
«Вода –растворитель»
«Лед – твердая вода»
Презентация «Волшебные снежинки»
• Прогулка: Рассмотреть снежинку в лупу. «Следы на снегу». Наблюдения за природными явлениями (снег, иней, сосульки, гололед, мороз и т. д.)
• Изготовление елочных украшений «Замерзание воды».
Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет, не тонет», «Кому нужна вода»,
Изучение свойств воды и ее агрегатных состояний (лёд)
На протяжении двух недель во вторую половину дня
29.11.22
Последний день проекта
Схемы проведения опытов.
Наполнение уголка экспериментирования: стаканы, тазики, крупы, сахар, песок, деревянные бруски…. для проведения экспериментов с водой.
Гуашевые краски
Лупы, формы для замораживания льда, гуашь.
Подборка дидактических игр по теме.
Речевое развитие Чтение рассказов и стихов: «На катке» В. А. Осеева
Стихи о безопасности на льду
Татьяна Ильина Антуфье
«Круглый год –гладкий лед»
(Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах")
Михаил Садовский
«Как люди речку обидели» И. Одоевский «Мороз Иванович» Б. Заходер «Что случилось с рекой?».
Словесные игры:
«Земля, вода, огонь, воздух», «Где вода?»
Во второй половине дня
Подбор необходимой литературы.
Художественно – эстетическое развитие
Оригами «Рыбки»
Пластилинография «Снежинка»
Готовые изделия из бумаги
08.12.22
29.11.22
Цветная бумага, цветные карандаши
Пластилин, доски, стека
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Заморожу», «Ходят капельки по кругу», «Мороз, метель, вьюга»», «Мороз- красный нос», «Снежинки»
На прогулке
Взаимодействие
с родителями Памятка «Экспериментируем с водой»
• Рассматривание льда из холодильника;
• Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (гололед, ледоход, изморозь, иней, сосульки и т. д.)
3 этап – заключительный
1. На заключительном этапе мы провели беседы «Как все было», «Что понравилось больше всего и запомнилось?», «О каких свойствах воды и льда мы узнали?»
В результате исследования мы узнали:
1. Вода растворяет в себе краску.
2. Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.
3. При воздействии низких температур вода превращается в лед и приобретает необходимую форму, при воздействии тепла лед превращается в воду.
Наша гипотеза подтвердилась. Когда мы подкрасили и заморозили воду, получились цветные льдинки.
2. Оформление выставки на улице «Наши цветные льдинки».
Литература:
• Грехова Л. И. «В союзе с природой»
• «Дошкольное образование» №16, 2001
• Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
• Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
• Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
• Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас» и др.
• С. Н. Николаева «Юный эколог»
• Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка»