Анастасия Половая
Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
детский сад №7 «Светлячок» им. П. С. Гапоненко
Познавательно – исследовательский проект
в разновозрастной группе
«ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»
Подготовила:
Воспитатель
Половая А. И.
г. Черепаново 2020г.
Проект «Воздух – невидимка»
Девиз проекта : Все интересно - что неизвестно!
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В моей группе дети разного возраста : от 5 до 7 лет. Разрабатывая этот проект, я учитывала разный возраст детей, ставила разные задачи. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности, учитывая возраст детей.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
• углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
Развивающие:
• создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
• развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
• формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём (подготовительная группа);
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе;
• учить оказывать помощь детям младше себя, заботиться об их безопасности во время проведения опытов и экспериментов;
Социально-коммуникативное развитие:
• развитие у детей речевой активности, наблюдательности, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
Художественно-эстетическое развитие:
• совершенствовать навыки работы с бумагой, клеем;
Физическое развитие:
• формирование координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Ожидаемый результат:
дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;
научатся самостоятельно ставить задачу (подготовительная группа);
придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату (подготовительная группа);
воспитание бережного отношения к воздуху, взаимопомощи в разновозрастной группе.
Участники проекта : дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-7 лет
Тип проекта : исследовательский, опытно-экспериментальный, краткосрочный (с 03.08 – 14.08).
Предмет исследования: воздух.
Содержание работы над проектом по этапам :
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана основного этапа проектирования.
Основной этап.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Планирование и организация деятельности:
1-й этап – подготовительный.
№
п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения
1 Определение темы проекта : знакомство детей с основными понятиями. Воспитатель 1-й день
2 Составление плана работы по реализации проекта «Воздух - невидимка». Воспитатель родители 1-й день
3 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, изготовление буклетов. Воспитатель 2-й день
4. Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий. Воспитатель 2-й день
2-й этап – основной
№
п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения
1 Беседа на тему: «Что такое воздух?», «Как услышать воздух?». Чтение стихотворения
С. Маршака «Мыльные пузыри». Опыты: «Мыльные пузыри», «Поиск воздуха», «Почувствуй воздух». Воспитатель 3-й день
2
Беседа на тему: «Нос — орган дыхания и обоняния». Изготовление веера (ветерка) из бумаги. Игровое упражнение «Ветер дует нам в лицо». Опыт: «Загадочные пузыри». Воспитатель 4-й день
3 Наблюдение за ветром. П/и «пузырь». Опыт «Как работает воздух?», «Упрямый воздух». Аппликация на тему: «Воздушный шар». Воспитатель 5-й день
4 Консультация для родителей: «Экспериментируем дома».
Чтение сказки Ирис Ревю «Добрый воздух». Игровое упражнение: «Надуваем шарик». Раскраски «Тучка». Воспитатель 6-й день
5 Беседа на тему: «Роль воздуха в жизни человека, животных, растений». Рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование способом выдувания) «Осенне дерево». Воспитатель 7-й день
6 Чтение И. Токмакова «Ветрено, ветрено». Опыт «Плавающие предметы». Просмотр презентации «Воздух». Воспитатель 8-й день
7 Беседа: «Как работают вещи благодаря воздуху» просмотр презентации: «Воздушный транспорт». НОД по худ. эст. развитию (конструирование) : «Вертушка». Опыт «Буря в стакане», «Ветер - это движение воздуха». Воспитатель 9-й день
8 Опыт «Воздух имеет вес».
Просмотр мультфильма «Формула ума». Игровое упражнение «Гонки гусениц». Воспитатель 10-й день
9 Беседа «Охрана воздуха». Загадки о воздушном транспорте. НОД по художест. эстетическому развитию (конструирование) «Воздушный змей». Воспитатель 11-й день
3-й этап – заключительный
№
п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения
1 Выставка фотографий «Экспериментируем дома». Воспитатель, родители,
дети 12-й день
2 Коллективная работа: «Давайте будем беречь планету» Воспитатель, родители 12-й день
3 Обработка и оформление материалов проекта. Воспитатель 13-й день
4 Анализ результативности. Оформление презентации «». Воспитатель 14-й день
Итог проекта «Воздух – невидимка».
В разновозрастной группе реализовался проект «Воздух - невидимка», который длился 2 недели. Учитывая возраст детей от 5 до 7 лет, мы сделали такой вывод: после проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети подготовительной группы научились самостоятельно проводить опыты и эксперименты, показывали детям старшей группы. Заботились о безопасности и здоровье детей меньшего возраста, объясняли правила поведения во время опытов и экспериментов. Также дети 7 лет научились после проведения опыта или эксперимента объяснять и делать вывод.
Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым, ветер – это движение воздуха». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного, у них повысился уровень развития познавательных процессов, мелкой моторики, творческих способностей.
Продуктом нашего проекта является презентация по теме «Воздух».
В перспективе и дальше работать по теме экспериментирование и разработать детские проекты.