Татьяна Антипина
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Весна-веселинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе «Весна – веселинка»»
Воспитатель: Антипина Татьяна Александровна
Тип проекта : познавательно- исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный (с 04.04 по 17.04.2022.).
Проблема:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе „Весна-веселинка“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
Как правило, у детей подготовительной группы недостаточно сформированы знания и представления о весенних изменениях в живой и не живой природе.
У многих из них не воспитано элементарное заботливое отношение к пробуждающийся природе, нет представлений о первых цветах весны, о том, что весной также цветут деревья. Кроме того, у детей недостаточно сформированы знания и представления о сезонных изменениях в природе. Наблюдается отсутствие у дошкольников элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Дети владеют недостаточным объемом знаний о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Им с трудом удается устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Причиной всему может являться несоответствие того, что дети изучают в рамках образовательной программы и того, что их окружает в окружающей действительности.
Актуальность:
Окружающий мир прекрасен, богат и разнообразен. Путешествие в непознанное начинается в мире природы, наиболее близком и понятном ребенку. И именно мир природы по-особенному воздействует на ребенка, вызывая в нем бурю позитивных эмоций. Основным в воспитании ребенка должно быть самостоятельное, опытное познание мира. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Первые предпосылки успешного воспитания заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста формируется еще в дошкольном возрасте. У детей пробуждается интерес к познанию, формируется умение делать открытия, любоваться ими и удивляться им.
Весна — такое радостное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна, сбрасывает снежное покрывало, и окружающий нас мир заполняется лучами солнечного света и пением птиц.
Очень важно для всестороннего развития ребенка формировать знания об изменениях в живой и неживой природе. Дети должны чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает их. И мы взрослые должны помочь дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Цель проекта : Создание необходимых условий для: развития у детей познавательного интереса, желания наблюдать исследовать, сравнивать, сопоставлять полученные знания, умения, навыки; формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи проекта :
• Расширять представления детей о весне, ее характерных признаках и явлениях, изменениях в природе (становится теплее, чаще светит солнце, солнце припекает, зацветают подснежники, набухают и распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход на водоемах, пробуждаются от зимней спячки животные и насекомые).
• Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
• Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи между явлениями природы, условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности.
• Формировать умение получать сведения о живой природе путем проведения опытов и наблюдений.
• Формировать потребность в поисково - исследовательской деятельности, в чтении, как источнике новых знаний об окружающем.
• Развивать диалогическую и монологическую речь.
• Расширить и уточнять представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Выставка детского творчества «Весна глазами детей».
Предполагаемый результат проекта :
Расширится кругозор детей о растительном и животном мире, впечатления и знания о мире живой природы и сезонных изменениях. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки весны.
Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Дети смогут использовать полученные знания в продуктивных видах деятельности.
У детей разовьется познавательный интерес и любознательность, повысится экологическая грамотность и желание беречь окружающий мир.
Активизируются и обогатятся педагогические знания и умения родителей.
Проект включает три этапа : подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап
Введение в тему:
- Что дети знают о весне?
- что хотят узнать об этом?
- где можно найти материал по теме?
- Информирование родителей о проекте : обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.
-Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Разработка циклов ООД;
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения о зимней природе)
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций о весне.
- Подборка музыкальных произведений, а также аудиозаписей со звуками капели, журчанием ручейка, пением перелетных птиц
Ресурсное обеспечение проекта :
• Каталог развивающих игр, конспекты НОД, сценариев развлечений, папки-передвижки, рекомендации для родителей и т. д.
• Подборка художественной литературы.
• Материал для художественного творчества.
• Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
2. Содержание проекта (основной этап деятельностный)
Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие ООД «Весна». Цель: Создание условия для закрепления знания представлений детей о весне : весенние месяцы, приметы весны, изменения в природе, животном мире, в жизни людей
Беседы:
«Как надо ухаживать за комнатными растениями».
«Мои любимые цветы».
«Где живет дождик?».
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
«Витамины на окошке».
«Какие опасности подстерегают нас весной?».
«Как мы одеваемся».
«Труд людей весной».
«Как птицы и звери весну встречают».
Дидактические игры:
«Узнай по описанию».
«Четвёртый лишний».
«Собери дерево».
«Бывает – не бывает».
«От какого дерева листок».
«Времена года».
«Кто где живет».
«Чего не хватает».
«Когда это бывает».
«Загадки голубой капельки».
«С какой ветки детки?».
«Прогулка в лес».
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, сугробами, сосульками, птицами (воробей, скворцы, трясогузки, голуби, за прохожими (как одеты, за деревьями, за первоцветами, за трудом дворника.
Наблюдение за явлениям природы, типичными для весны : ледоход, капель, дождь, ручьи.
Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март».
Исследовательская деятельность:
«Операция – зеленый листочек».
«Витаминный огород на подоконнике» - выращивание лука в баночках с водой и в горшочке с землей (сравнение результатов).
«Зеленая грядка» - проращивание семян укропа (наблюдение за ростом укропа)
Речевое развитие ООД «Птицы прилетели и весну принесли
Цель: Создание условия для закрепления и расширение у детей представлений о перелётных птицах, о времени года весна.
ООД «Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»
Цель: Создание условия для заучивания детьми стихотворения наизусть, используя мнемотаблицу.
Пальчиковые игры: «Цветок»; «Капель»; «Воробей»; «Улитка».
Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации кистей рук.
Дидактические игры:
«Угадай, что появилось».
«Называй-ка».
«Раздели картинки на группы».
«Найди пару».
«Угадай, что изменилось».
«Подбери слова-признаки».
«Подбери слова - действия».
«Что сначала, что потом».
«Исправь ошибки».
«Добавь словечко».
«Послушай и отгадай».
«Назови ласково».
ООД Чтение художественной литературы: стихотворения о весне :
Чтение и заучивание стихов о весне : А. Плещеев: «Уж тает снег, бегут ручьи»; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»; Серова «Подснежник»;Б. Заходер: «Долго шла весна тайком»; Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; Соколов «Времена года»,
Проза: Г. Скребицкий «Четыре художника», «На лесной полянке», «Первые листья»; В. Бианки «Лесные домишки»; Е. Чарушин «Лисята»; А. Прокофьев «Грачи»; Г. Снегирев «Ласточка», «Первое солнышко»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Голубые лягушки»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Соловей поет»; русская народная сказка «Снегурочка»
Цель: Создание условий для: воспитание у детей эмоционально-образного восприятия литературного произведения; развития умения оценивать поступки героев.
Пословицы, поговорки, приметы о весне
Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна».
Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.
Социально-коммуникативное развитие ООД «Безопасность на водоёмах весной»
Цель: Создание условий для формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в весеннее время года.
Рассматривание сюжетных картин, беседы на тему: «Весна в лесу»; «Безопасное поведение весной в городе, в лесу, на реках»; «Если хочешь быть здоров…»; «Опасный лёд».
Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Перелётные и зимующие птицы».
Дидактические игры:
«Бывает – не бывает».
«Кто, как кричит».
«Летает – не летает».
«Узнай цветок по описанию».
«Чьи припасы».
«Что в лесу растет».
«Кто в лесу живет».
«Чей хвост?».
«Где, кто живёт?».
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы ученые исследователи».
«Научная лаборатория».
«Друзья птиц».
«На полянке».
Рассматривание иллюстраций и картин: «Художники о весне»; «Звери, птицы, насекомые весной»; «Весенние забавы»; «Весенний пейзаж»; «Весна в лесу».
Художественно -эстетическое развитие ООД (Лепка) : «Подснежники», Птицы в гнёздышках
Цель: Создание условия для закрепление умения и навыков детей в работе с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
ООД (Рисование) : «Весенняя полянка»", «Сады цветут», «Стрекоза».
Цель: Создание условий для развитие у детей фантазии, творческого интереса и способностей, используя нетрадиционные техники рисования.
ООД (Аппликация) : «Букет одуванчиков», «Скворечник»
Цель: Создание условий для уточнения и расширения знаний детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.
Разучивание хоровода «Ждем весну»; Хороводная игра «Весенний хоровод»; «Гори, гори ясно…».
Цель: Создание условий для развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие Беседы: «Как одеваться весной?»; «Если хочешь быть здоров».
Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Физкультминутки: «Спал цветок»; «Зайка»; «Лягушки-подружки»; «Веснянка».
Подвижные игры:
«У медведя о бору».
«Ходит капелька по кругу».
«Горелки».
«Летает – не летает».
«Хитрая лиса».
«Бездомный заяц».
«Воробьи-Вороны».
«Берег-река».
«Паук и мухи».
Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.
Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Птицы».
Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев
Трудовое воспитание Рассматривание инструментов при помощи, которых люди делают на огороде грядки, сажают рассаду.
Разбить на участке мини огород, для продуктивной деятельности детей.
Труд в природе: Выкопать и разрыхлить клумбы.
Провести посадку цветов.
Оформить клумбу, для проведение трудовых процессов, наблюдений.
Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на участке.
Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться, добиваться результата труда общими усилиями.
Работа с родителями:
Информационный материал «Детям о весне»
Консультации:
«Весна без авитаминоза»
«Учимся наблюдать изменения в природе»
«Переутомление у детей»
«Весенние игры для детей»
3. Заключительный этап
- анализ результатов проекта;
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «Весна глазами детей»