Ольга Сергина
Познавательно-исследовательский проект «Снежная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Островецкая средняя общеобразовательная школа»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Познавательно-исследовательский проект
«Снежная лаборатория»
для детей 5-6 лет
Подготовили и реализовали
руководители проекта :
воспитатели:
Демина Е. В.
Сергина О. В.
участники проекта :
воспитатели,
дети старшей группы №13 «Смородинки»,
родители
д. Островцы
декабрь, 2023 г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Снежная лаборатория“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…»
И. З. Суриков
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта :
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность - один из самых эффективных.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Через такую деятельность дети учатся наблюдать, рассуждать, планировать, обобщать, делать выводы и многое другое.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дошкольники – прирожденные исследователи. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребенка основы экологической культуры, познавательную инициативу, умение сравнивать предмет и явления, устанавливать связи между ними.
Зима способствует изучению вопросов, связанных с такими природными явлениями, как «снег», «лёд», «мороз». Именно данное время года позволяет нам в естественных условиях провести экспериментальную деятельность, окунуться в мир зимней природы, изучить физические явления, связанные со снегом и льдом.
Проблема проекта :
Зима в этом году началась с обильных снегопадов, что не могло не вызвать особых детских восторгов. Однако в ходе бесед о зиме и зимних природных явлениях выяснилось, что дети имеют минимальные представления о свойствах и качествах снега и льда. Возникли вопросы, как появляются снежинки, почему они пушистые, холодные? Как растут сосульки? Почему лед скользкий?
К тому же большинство детей имеет привычку пробовать снег на вкус.
Таким образом, возникла необходимость разобраться во всех поставленных вопросах и проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.
Тема проекта : «Снежная лаборатория»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Руководители проекта : воспитатели.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель проекта : расширять представления детей о свойствах и состояниях воды через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
формирование способностей к исследовательской деятельности на примерах проведения опытов;
- знакомство детей со способами обследования;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, прогнозировать результаты деятельности, обобщать, делать выводы;
- воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта, интереса к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний детей о природных явлениях, о свойствах снега, воды, льда.
Формирование представлений о трех агрегатных состояниях воды: жидком, твердом и газообразном.
Расширение словарного запаса.
Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
I этап:
- выбор темы;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
-подготовка материалов и оборудования для проведения экспериментально-исследовательской деятельности;
- создание развивающей среды;
- чтение художественной литературы;
- беседы с детьми по данной теме;
- наблюдения за погодными условиями изменениями в природе во время прогулок.
- создание картотек «Занимательные опыты и эксперименты»;
- подборка дидактических и подвижных игр;
- подготовка консультаций для родителей.
II Этап. Проблемно-деятельностный
ООД, осуществляемая в разных видах деятельности СОД в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Организация ППС
Познавательное развитие :
Беседы:
«Свойства и состояния воды»
Цель: совершенствовать представления детей о свойствах и состояниях воды. «Волшебный снег»
Цель: ознакомить детей со свойствами снега в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
«Польза снега для живой природы»
Цель: выяснить полезность снега для живой природы и человека «Почему снег и лед опасны?»
Цель: формировать основы правил безопасности жизни.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт «Какие снежинки?»
Цель: Закрепление знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие имеют свойства и внешний вид.
Опыт «Равен ли литр снега литру воды?»
Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами снега.
Опыт «Чистый ли снег?»
Цель: Определение чистоты талой воды.
Эксперимент «Окрашивание снега»
Цель: формирование умения детей наблюдать, видеть причинно–следственные связи, делать элементарные выводы.
Опыт «Разноцветные льдинки»
Цель: Знакомство с двумя состояниями воды.
Эксперимент «Прозрачность льда»
Цель: закреплять знания детей о состояниях воды.
Эксперимент «Елочные украшения»
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостью.
Опыт «Ледяные самоцветы»
Цель: показать детям, как солёная вода растворяет вещества, как при низкой температуре вода замерзает, превращается в лёд.
Опыт «Мыльные пузыри на морозе»
Цель: привлечь внимание и интерес к изменению состояния шара из мыльной воды на прогулке в морозный день.
Опыт «Снежное одеяло»
Цель: Выяснить, как чувствуют себя растения под снегом.
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте:
Рассказ по картине «Зимние развлечения»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Заучивание стихотворения:
И. Суриков «Первый снег пушистый»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Деревья зимой», «Снеговик»
«Зимушка-зима», «Мороз Иванович»
Лепка: «Удивительные снежинки»
Аппликация: «Зимние чудеса»
Конструирование: «Елка»
Художественно-эстетическое развитие:
Прослушивание муз. композиций:
Е. Тиличеева «Что нам нравиться зимой», П. И. Чайковский «Времена года», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», Г. Свиридов «Метель», русская народная песня «Как на тоненький ледок…».
Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», И. Суриков «Зима»; О. Высоцкая «Снежный кролик»; С. А. Есенин «Белая береза»; В. Берестова «Гололедица»; А. Усачев «Снежинка»; русские народные сказки: «Два мороза», «Морозко», А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; В. Донникова «На катке»; И. Бунин «Первый снег»; В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» С. Иванов «Каким бывает снег»
Разгадывание загадок.
Дидактические игры:
«Когда это бывает?»
Цель: Тренировать в классификации по различным основаниям.
«Назови зимние слова»
Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
«Скажи, какой?»
Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы
«Продолжи предложение»
Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
«Большой – маленький»
Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.
«Исправь ошибки»
Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи – объяснения.
«Что будет, если лепить из…»
Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.
«Подбери логические пары»
Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.
«Расставь по порядку»
Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.
«Где снежинка?»
Цель: учить детей подговаривать слова стихотворения во время чтения его педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок; «вертеться, как снежок»). Учить детей понимать инструкцию взрослого, использовать в речи предлоги.
«Что зимой бывает?»
Цель: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.
Подвижные игры:
«Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
«Цепи кованные»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
«Заморожу!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
«Льдинки, ветер и мороз»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать у них чувство равновесия, ловкости, координацию движения.
«Не будите медведя»
Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей, способствовать тренировке артикуляционного аппарата.
Словесные игры:
«Как на ёлке снег», «Из чего- какой», «Скажи наоборот»
Цель: развивать словарный запас детей.
Наблюдения:
За зимними природными явлениями
За зимним небом
За сугробами на улице.
За образованием сосулек.
Цель: развивать навыки связной речи, наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающей среды. Рассматривание иллюстраций «Природные явления», «Удивительные снежинки», «Зимние забавы» и др.
Игры со снегом и льдом на прогулке: «Постройка снеговиков и крепостей, куличи из снега, метание снежков.
Раскраски и формы «дорисуй узоры и фигуры по образцу»
Самостоятельное художественное творчество: рисование, лепка по теме проекта.
Консультация для родителей:
«Экспериментируем дома - опыты со льдом и снегом», «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника», «Безопасность детей зимой»
Выставка художественной и научно-познавательной литературы; иллюстрации по теме проекта; раскраски, обводилки, лабиринты по теме проекта; акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага и картон; оборудование для проведения опытов.
III Этап. Заключительный
В ходе проекта дети закрепили знания о зимних природных явлениях, о свойствах снега, воды, льда через познавательно-исследовательскую деятельность
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы узнали, что снег и лед –это замерзшая вода, как получаются снег и сосульки и многое другое.
Дети с радостью и удивлением открывали для себя окружающий мир. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину - всё это способствовало успеху проекта.
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». К. Э. Циолковский. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Продукт проекта :
1. Поделки и скульптуры на прогулочном участке детского сада
2. Выставка творческих работ детей.
3. Фотоотчет опытов и экспериментов.
Результаты реализации проекта :
1. Расширение представлений детей о природных явлениях, о свойствах снега, воды, льда.
2. Расширение словарного запаса детей.
3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.
5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.