Латышева Вероника Олеговна
Познавательно-исследовательский проект по окружающему миру в средней группе «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский
проект
по окружающему миру
в средней группе компенсирующей направленности «Смешарики»:
Выполнили:
Воспитатель: Латышева Вероника Олеговна
Тьютор: Кузнецова Елена Евгеньевна
Проект: долгосрочный (март-апрель 2023г.)
Срок реализации проекта: 2 месяца.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, тьютор, дети средней группы компенсирующей направленности, родители.
Возраст: 4- 5 лет.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проблемы:
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать.
Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, какие же необходимы условия для их роста.
Их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому мы поставили перед собой цель:
- дать детям необходимые знания о том, что растения живые, их выращивают из семян: сажают, поливают, следят, чтобы они получали достаточно света и теплоты;
- расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей, их строении и условиях, необходимых для их роста, значимости овощей в жизни людей.
Актуальность проекта «Огород на подоконнике» в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание и оформление в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, базилик, салат, морковь, помидор, перец, огурец, горох, цветы);
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений; о необходимости света, тепла, взрыхления и влаги почвы для роста растений.
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
-Обобщать представление детей.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, бережное и заботливое отношение к растениям.
- Формировать партнерские взаимоотношения между воспитателем, детьми и родителями.
- Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Гипотеза: Овощи можно выращивать не только на грядке, но и на окне. Для того, чтоб овощи выросли им нужно: свет, вода и плодородная почва.
Принципы:
- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.
- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности, природосообразности.
Методы:
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): рассматривание сюжетных картинок, плакатов, муляжи овощей.
- словесный: разговор, беседы, чтение рассказов, потешек и стихов по теме, разгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок.
- практический: посадка семян, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. Дети получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, сажают, поливают. за ними нужно ухаживать.
4. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
5. Создание в группе огорода на подоконнике. Украсить его.
6. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике. Дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
7. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
8. Все участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
• беседы с детьми по теме проекта.
• работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;
•сбор необходимого материала для создания огорода;
• подготовка семян.
2. Основной:
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (лук, укроп, петрушка, базилик, салат, морковь, помидор, перец, огурец, горох, цветы);
• посадка: лук (коллективно, укроп, петрушка, базилик, салат, морковь, помидор, перец, огурец, горох – индивидуально;
• посев: цветочных семян;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян от плохих;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры.
Работа с родителями:
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на подоконнике»?
• помощь родителей в приобретении посевного материала, в оформлении огорода;
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
• подборка литературы про овощи с участием родителей.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• анализ полученных результатов;
• подведение итогов;
• подготовка фотоотчета «Огород на подоконнике»;
• Итоговая беседа.
Практическая часть.
1. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
(Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений).
2. Беседа: «Какие бывают овощи»; «Для чего растению семена?»; «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью»; «Овощи и фрукты»; «Солнце, вода и земля- овощей лучшие друзья».
3. Беседа - наблюдение: «Мир комнатных растений».
(Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: учить размышлять, делать выводы.)
4. «Посадка лука и гороха».
(Закрепить навыки посадки семени гороха. Формировать представление о выращивании этих растений.)
5. «Посадка укропа, петрушки».
(Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.)
6. Наблюдение «Растут ли наши растения?» .
За всходами лука, укропа, петрушки, базилика, салата, моркови, помидора, перца, огурца, гороха, бархатцев.
(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
7. Опыт – наблюдение:
- «За ростом лука в земле и в воде».
(Показать детям, как появляются корни у лука, наблюдая рост в прозрачной банке. Наблюдать где быстрее начнут появляться зеленые «перья» лука).
- «Замачивание семян гороха и огурца».
(Расширять представление детей об условиях, необходимых для прорастания и развития растения (влага, тепло и свет) разными способами прорастания. Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.)
8. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, потешек, поговорок.
9. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в саду»; «Компот»; «Капуста»; «Хозяйка однажды с базара пришла».
10. Упражнение: «Удивляемся природе».
11. Дидактическая игра: «Угадай-ка»; «Найди по описанию»; «Вершки и корешки»; «Один-много»; «Собери урожай»; «Что сажают в огороде?»; «Кто быстрее соберет»; «Четвёртый лишний».
12. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей и фруктов»; «Семья»; «Огород; «Мы помощники».
13. Худодественно- эстетическое:
- Лепка на тему: «Овощи».
- Рисование на тему: «Овощной суп».
- Аппликация: «Лучок».
14. Театрализованная деятельность: «Репка», «Сказка о том, как овощи
поссорились».
15. Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла, рыхлении почвы).
16. Подвижная игра «Баба сеяла горох».
17. Малоподвижная игра «Вершки-корешки», «Огородник», «Огород у нас в порядке».
18. Игра-хоровод «Кабачок».
19. Чтение художественной литературы: «Репка», «Вершки и корешки». «Огород бабы Феклы». «Овощи». «Купите лук». «Спор овощей». «Чиполлино». «Пых».
20. Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
Цель: Настроить детей, на дальнейшую деятельность по посадке огорода уже не на окне, а на улице в огороде на участке детского сада.
21. Итог проекта: фотоотчет, о проделанной работе.
Посадка лука.
Посадка семян.
Проращивание семян огурца и гороха.
Наблюдаем рост культур!
Вот что мы вырастили!
Кушаем суп с лучком.
Результаты проекта:
1. Дети узнали о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы выявлено многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе создан огород на подоконнике.
4. Создан дневник наблюдений, который ведется при необходимой помощи воспитателя.
5. Дети принимают активное участие в практической деятельности по выращиванию культурно-огородных растений на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта получили положительные эмоции от полученных результатов.