Лариса Гутнова
Познавательно-исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательский проект
«Откуда пришел к нам хлеб».
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители, воспитатели.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 24.10.22 по 03.11.2022г.)
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Откуда пришел к нам хлеб“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Описание: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе, и способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу.
Актуальность проекта : В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
С детских лет необходимо учить бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, чтобы дети знали о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
1. Проанализировать историю возникновения хлеба.
2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.
3. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности
4. Развивать творческие способности детей.
5. Способствовать развитию детской любознательности, расширять кругозор детей.
6. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
7. Познакомить детей с работой хлебного магазина
Предварительная работа:
• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видеоматериал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Ожидаемый результат:
• формирование у детей представления о ценности хлеба;
• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• экскурсия;
• опытно – экспериментальная деятельность;
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, пальчиковые).
Материалы:
Колосья пшеницы, макаронные изделия, зёрна пшеницы, ржи, мука, мельница, поделки детей своими руками из соленого теста, хлебобулочные изделия (баранки, печенье, пряники, каравай).
Подготовительный этап:
Работа воспитателя:
1. Работа с интернетом, энциклопедиями, с литературой по теме «Хлеб всему голова». Подборка книг, стихов, пословиц, поговорок и загадок о хлебе, иллюстраций, дидактических пособий, репродукции картин для обновления развивающей среды.
2. Создание предметно-развивающей среды в группе : изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: «Магазин», «Булочная», «Золушка», «Откуда хлеб пришел», «Разложи блинчики».
Работа с родителями:
Рисунки и поделки совместно с детьми на тему: «Хлеб».
Подбор интересной информации о хлебе из книг, интернета, энциклопедий
Основной этап:
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»; «О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу» Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел». (Приложение № 1)
НОД - «Берегите хлеб». (Приложение № 2)
Дидактические игры: «Что из какой муки испекли» «А какой он хлеб?»; (Приложение № 4)
Художественная литература: «Золотые серпы» Г. Науменко, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Полюшко поле» С. Романовский, «Сдобный рожок» Ю. Крутогоров, «Запах земли» Убайд Раджаб, «Как хлеб на стол пришёл» А. И. Мусатов.
Тема: «Откуда хлеб пришёл»
НОД: «Легкий хлеб» (Приложение № 2)
Экологическая беседа: «Что за чем» (как появляется росток из зерна). (Приложение № 1)
Рассматривание колосков, сравнивание при помощи лупы зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса) и проба разных видов хлеба. Рассматривание книг, альбомов о хлебе.
Экскурсия на кухню (Приложение № 8)
Эксперимент: «Зернышко – мука» (Приложение № 8)
Д/ и: «Все по полочкам». (Приложение № 4)
Художественная литература: Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая».
Художественная литература: «Как хлеб на стол приходит» В. Кожевникова, «Тёплый хлеб» К. Паустовский, «Нынешний хлеб» В. Крупин, «Песня пахаря»
А. В. Кольцов, «Колосья» Н. А. Некрасов, «Отцовское поле» В. Крупин, «Кто мелит муку» Е. Пермак. Чтение загадок, пословиц и поговорок о хлебе. (Приложение № 7)
Дидактические игры: «Назови профессию»; «Четвертый лишний»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на ощупь»; «Назови ласково», «Составь рассказ по картинкам», игра со словами, «Слушай внимательно». (Приложение № 4)
Рассматривание иллюстраций И. Шишкин «Рожь», И. Машкова «Снедь Московская.
Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена; «Колобок» русская народная сказка «Хлеб» белорусская сказка; «Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «Мы тесто месили». (Приложение № 5)
Подвижные игры «Блинчики» (Приложение № 6)
Подвижные игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», «Зернышко», «Каравай», «Едим в поле» (Приложение № 6)
С/ Р игры : «Магазин», «Булочная». (Приложение № 3)
Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел», «Золушка», «Разложи блинчик» (Приложение № 4)
«Что сначала, что потом»,
«Что нужно для работы хлебороба» (Приложение № 4)
Рисование «Колосок»
Лепка из соленого теста. Раскрашивание изготовленных фигурных печенье, раскрасок; рекомендовать провести с ребенком экскурсию в хлебный магазин. (Приложение № 8) Рекомендовать заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Заключительный этап
Выставка поделок и рисунков.
Мастер-класс с родителями «Испечём булочки вместе с мамами»
Чаепитие
Результат: Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали, как изменился труд людей, выращивающих хлеб с другим временем и по настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным. Дети поняли, что хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь, доедать до последней крошечки.
Хлеб нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдавать животным, птицам.
Мы считаем, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.