Татьяна Нартова
Познавательно-исследовательский проект «От семечка до урожая» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа проекта: дети старшей группы (5-6 лет)
Состав проектной группы: воспитанники группы, воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта: долгосрочный (с марта по август, групповой, познавательно - исследовательский, творческий.
Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая?
Цель проекта: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о росте культурных растений.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
5. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
6. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
7. Формировать осознанно - правильное отношение к природным объектам и явлениям.
8. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях. Самый верный способ получить экологически чистый продукт –это вырастить самому. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Краткое описание проекта: Проект рассчитан для детей старшей группы, реализуется на протяжении шести месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.
Проведение беседы с родителями «Участие в проекте «От семечка к урожаю».
Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, инвентарь (лопатки, грабельки, леечки).
Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.
2 ЭТАП – реализация проекта
На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т. д.
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьёй
Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки (Н. Носов “Огурцы”, В. Безладнов “Зеленый огурец”, Ирис Ревю “Стихи про огурцы”, загадки об овощах и т. д.
НОД с детьми: «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы»
Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
Чтение с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.
Слушание и разучивание песенок об овощах.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями. Ведение журнала наблюдений.
Рисование “Огуречный рай”: научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы).
Лепка “Огуречная грядка”
Аппликация сюжетная «Изумрудная семейка»
Участие в эстетическом оформлении своего «огорода»
Беседы: «В мире растений»; «Овощные культуры»
Опытно-экспериментальная деятельность: - «Строение растений» - «Размножение, рост, развитие растений» - «Условия, необходимые для жизни растений»:
• Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. /
• Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
• Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
• Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/
Конкурс рисунков «Моя овощная семья»
Подбор информации для детей «Это интересно»
3 ЭТАП – заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьёй
Составление отчета о проделанной работе;
Подготовка презентации проекта.
Подготовка к презентации своего альбома «От семечка к урожаю» (индивидуальная, ребенок-родитель)
По реализации проекта «От семечка до урожая» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с многообразием культурных растений.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели конечный результат своего труда, смогли его увидеть, потрогать и даже попробовать.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
8. Родители приняли активное участие в проекте.
Работа с родителями:
1. Папка передвижка «Огород на окне».
2. Консультация для родителей.
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.