Нина Купрейчик
Познавательно-исследовательский проект «Обыкновенное чудо — соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
«Обыкновенное чудо – соль».
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Сделай – и я пойму!»
Восточная мудрость.
Актуальность:
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному. И задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисково - познавательной деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Обыкновенное чудо — соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Проблемная ситуация:
При рассматривании альбома «Озера России» дети были поражены увиденным на фотографии озера Баскунчак: вокруг озера не песок, не трава, а обыкновенная соль. Дети стали задавать вопросы: что такое соль? Откуда она берется? Как её добывают? Какая бывает соль? Так и возник проект «Обыкновенное чудо – соль».
Цель проекта : изучить, закрепить, расширить и обобщить знания детей о соли, её свойствах, пользе и вреде; формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.
Задачи:
1. Выяснить, откуда берется соль, как её добывают.
2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль
разная.
3. Исследовать свойства соли опытным путем.
4. Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.
5. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для
исследовательской деятельности.
6. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
7. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
8. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству,
посредством сказок, загадок, пословиц и поговорок.
9. Воспитывать у детей опасение к чрезмерному употреблению соли.
Гипотеза: предположим, что соль – не только необходимый продукт питания, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Методы исследования:
1. Сбор информации в сети Интернет
2. Проведение опытов.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.
2. У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.
3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
4. Пополнение предметно – развивающей среды.
5. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
При реализации проекта использовались различные виды деятельности:
1. коммуникативная (беседы, творческое рассказывание);
2. познавательно – исследовательская
(наблюдение, экспериментирование, экскурсия);
3. продуктивная (рисование);
4. трудовая.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- сбор и анализ методической литературы по данной теме;
- определение цели и задач с воспитателями и, детьми, родителями;
- составление плана работы над проектом.
Основной этап:
- реализация проекта;
- сбор информации из разных источников;
- беседы и творческие рассказывания («Как добывают соль», «Как соль попадает в море».
- «Эта удивительная соль».
-«Где используется соль».
-«Соль в народных приметах и поверьях».
-«Почему соль разного цвета».
-«Соленые города».
- чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками);
- наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»;
- экспериментирование «В гостях у кристаллика соли», «Выращивание кристаллов соли»;
- экскурсия «Как соль помогает на дороге»;
- изодеятельность «Соленые советы»;
- для родителей: памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка – передвижка «Соляные лампы».
4. Презентационный (обобщение и систематизация знаний) :
- фотоальбом и презентация «Обыкновенное чудо – соль»;
- альбом «Полезные советы»;
- книжки –малышки «Интересное про соль»;
- фотовыставка кристаллов.
Взаимодействие с родителями:
1. индивидуальные беседы с родителями, памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка – передвижка «Соляные лампы»;
2. помощь в подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта, иллюстративного материала, оборудования, в обогащении предметно - развивающей среды;
3. участие в создании альбома «Полезные советы» (совместное рисование с детьми, фотовыставки кристаллов соли;
4. участие в изготовлении книжек – малышек «Интересное про соль». Заключительный этап:
Практическая деятельность:
Значение соли:
- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
- соль используют, когда засаливают продукты ( например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму);
- солью можно мыть посуду;
- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;
- для здоровья полезны ванны с морской солью;
- соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.
Изучаем свойства соли
Смотрим на цвет, он белый. На вкус солёная. Растворяется в воде. Имеет свойство скрипеть. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст.
Опыт №1. Незамерзающая соль
Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 2 часа обнаружили, что пресная вода начала превращаться в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через 12 часов проверили. Солёная вода немного замерзла, и стала похожа на жидкую кашу.
Вывод: теперь мы знаем, почему зимой дорогу поливают соляным раствором.
Опыт№2. Заснеженный букетик
Для этого мы налили в чашку горячую воду и добавили туда соль, помешивая, до тех пор, пока она не растворилась. В чашку поместили сухие ветки вербы. Утром мы вытащили ветки и положили их сушить возле батареи. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но наш иней не растает.
Вывод: соль – интересный материал для творчества.
Опыт №3. Выращивание кристаллов
Из обыкновенной соли мы решили вырастить кристаллы. Для этого нам понадобилось: соль, баночка с теплой водой и шнурок, на котором будет расти кристалл. Сначала мы налили в баночку тёплую воду (меньше половины, насыпали 3 столовых ложки соли и хорошо размешали. Когда соль растворилась, положили шнурок так, чтобы один его конец был в баночке, а другой свисал. И стали наблюдать за ростом кристаллов. Уже на второй день можно было заметить небольшие кристаллики соли. А через 10 дней весь шнурок и края банки были покрыты белыми кристалликами соли. На шнурке видны сотни маленьких блестящих кристаллов.
Вывод: соль – интересный материал для проведения экспериментов.
Опыт №4. Водоплавающее яйцо или «эффект Мертвого моря»
1. Берем две емкости с водой и одно сырое яйцо. В одну из емкостей добавляем 3ст. ложки соли.
2. Опускаем в пресную воду сырое яйцо – оно опускается на дно.
3. Опускаем яйцо в соленую воду. О, чудо! Яйцо не тонет!
Результаты проекта :
Таким образом, в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных опытов, познакомились со способами выращивания кристаллов соли. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно – следственные связи, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.
Список используемой литературы:
1. Буянова Н. Ю. Я познаю мир : Детская энциклопедия.
М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
2. Песков В. К. Окно в природу: Щепотка соли. М- 2000.
3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М-2004.
4. Почемучка. Детская энциклопедия. М., «Росмэн»,2005
5. Ресурсы интернета:
https://o-soli.ru/istoriya-soli/page-2/
https://www.artkavun.kherson.ua/en-vseobschaya-istoriya-soli.htm
https://www.chudopredki.ru/2211-primety-i-sueveriya-o-soli.html
https://funfacts.ru/fakty-o-ede/1258-interesnye-fakty-pro-sol.html