Светлана Лукьянова
Познавательно-исследовательский проект «Наши любимые цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект "Наши любимые цветы"
Пояснительная записка
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный, с 17.04.2023 по 19.05.2023.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта. Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь определенный багаж знаний.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Наши любимые цветы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Мир природы загадочен и таинствен. Именно поэтому он так притягателен для дошкольников. Но маленький ребенок не всегда поступает правильно по отношению к природе, действуя по большей части как потребитель.
Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
Природа прекрасна в любое время года, но именно весна – самое благоприятное время для приобщения детей к ее миру и красоте.
Поймав восхищенные взгляды детей от появления первой зелени, нас посетила идея разработать проект, посвященный пробуждению природы.
Целью работы является создание условий для формирования у детей раннего возраста первичных представлений об особенностях весеннего периода.
Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
Образовательные:
• формировать представления детей о характерных особенностях природы весной;
• формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и состоянием растительного мира;
• способствовать активизации исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования в природе;
• способствовать развитию речи ребёнка, познакомить детей с фольклорными произведениями о цветах;
• продолжать учить детей слушать речь воспитателя, стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы и произведения;
• побуждать выполнять движения под музыку, подпевать песни;
• формировать у детей интерес к художественному творчеству.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
• развивать речь;
• развивать мелкую моторику;
• обогащать двигательный опыт через подвижные игры;
• развивать эмоциональный отклик, творческие способности.
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к природе;
• воспитывать экологическую культуру.
Предполагаемый результат:
• у детей расширятся представления о весне, состоянии растительного мира в этот период;
• активизируется познавательный интерес к изменениям в природе;
• появится желание экспериментировать;
• расширится словарный запас;
• отношение к природе станет более гуманным.
Продукты проекта :
1. Украшение окон группы коллективными рисунками детей.
2. Коллективная работа «Цветочная поляна».
3. Участие детей в мероприятии к единому дню Эколят.
4. Выставка художественного творчества детей «Весенние цветы».
Визитная карточка проекта
Название проекта Вид и тип проекта Участники Возраст
детей Продукты
проекта Сроки реализации проекта
«Наши любимые цветы» Познавательный, творческий, групповой.
краткосрочный;
Дети группы раннего возраста;
Воспитатель; Родители.
Руководитель проекта :
воспитатель МБОУ «СОШ №1» ДО
Лукьянова Светлана Николаевна
2-3 года
1. Украшение окон группы коллективными рисунками детей.
2. Коллективная работа «Цветочная поляна».
3. Участие детей в мероприятии к единому дню Эколят.
4. Выставка художественного творчества детей «Весенние цветы».
(17.04.2023г. – 19.05.2023г.)
Структура проекта
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно
План поэтапных мероприятий
I этап
Подготовительный II этап
Реализация проекта III этап
Итоговый
1. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
2. Пополнение предметно-развивающей среды.
3. Вводные беседы с детьми по теме проекта.
4. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, сказок, дидактических игр.
5. Разработка плана реализации проекта.
6. Наблюдение за детьми.
7. Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
1. Внедрение в образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о разнообразии цветочного мира.
2. Взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.
4. Участие детей в проведении дидактических игр, подвижных игр и
сюжетно-ролевых игр. 1. Закрепление знаний, полученных в ходе реализации проекта.
2. Участие детей в мероприятии к единому дню Эколят.
3. Выставка художественного творчества детей «Весенние цветы».
Схема реализации проекта
Образовательная область, деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями
Социально-коммуникативное развитие Социализация
Рассматривание иллюстраций «Цветы»
Игры с правилами
Словесные игры: «Один много», «Узнай и назови», «Возьми цветок и подари…»
Развивающие игры: Палочки Кюизенера «Цветы для лисички», Кубики Никитина сложи узор «Цветы», Блоки Дьенеша «Цветы для зайчика», «Лепестки» Воскобовича.
Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Подбери цветочек», «Составь картинку», «Составь цветок».
Подвижные игры: «Раз, два, три к цветку беги», «Солнышко и дождик», «Найди свою клумбу»(с обручами, «Перепрыгни через ручеёк», «Цветок», «Беги к тому цветку, который назову»
Сюжетно-ролевые игры:»День рождение куклы Кати», «Едем на автобусе на луг»
Трудовое воспитание
Самообслуживание: поддерживать стремление детей к самостоятельности.
Хозяйственно- бытовой труд: обращать внимание детей на порядок в группе, убирать игрушки на свои места. 1. Подбор иллюстраций по теме «Цветы» для рассматривания, проведения бесед и т. д.
2. Помощь в подборе детской литературы по теме.
3. Высадка цветов на клумбах прогулочного участка.
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Ознакомление с окружающим
Рассказ воспитателя: «Для чего нужны цветы».
Беседа с детьми: «Цветы бывают опасными», «Цветы наши друзья».
Сенсорное развитие
Сенсорные игры: «Подбери лепестки к серединке», «Цветы большие и маленькие», «Посади бабочку на цветок», «На какой цветок села пчёлка?» (цвет, величина, форма).
Конструирование из строительного материала: «Заборчик вокруг клумбы», «Разноцветная лесенка в сад».
Познавательно- исследовательская деятельность
Опыты: «В чём можно донести воду, что бы полить цветы» (Лейка, ведро, лопатка, сито, воронка, «Живая вода для цветов».
Игры-забавы с песком и камушками: Нарисуем цветок на песке, «Выложим цветок из камушков» (по контуру).
Игры забавы с крупой: «Выложим дорожку к цветку для пчёлки из фасоли», «Выложим цветок из бобов, пшена»(по контуру).
Игры-забавы с прищепками: «Лепестки для цветка».
Игры забавы с пуговицами: «Разноцветные цветы на поляне».
Игры с крышками: «Подбери серединку для цветка»; «Собери цветок».
Экскурсия по территории детского сада «Цветочная поляна». 1. Помощь в приобретении настольно-печатных игр по теме.
2. Обновление дидактических и настольно–печатных игр.
3. Помощь в подборе дидактических игр по теме проекта.
4. Папка-передвижка «Учимся наблюдать за изменениями в природе весной».
5. Участие в оформлении лэпбука «Весна. Первые цветы».
6. Консультация для родителей «Что мы знаем о цветах»
Речевое развитие Подбор потешек: «Ах, какая красота», «Как на нашем на лугу», «Травка-муравка со сна поднялась».
Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Наши алые цветы», «Мак», «Цветочек».
Знакомство с художественной литературой
Чтение стихов: «Колокольчики цветы», «Ромашка», «Носит одуванчик».
Разучивание стихотворения: «Наши алые цветы». 1. Рекомендации для родителей по теме «Первоцветы».
2. Рекомендация почитать с детьми художественную литературу:
- Проза: Ю Дмитриев «Синий шалашик».
- Поэзия: Е. Серова «Одуванчик», «Лютик»; Н. Нищева «Катя леечку взяла»;
М. Познанская «Ромашка»; Е. Трутнева «Колокольчик».
- Изучить растения из «Красной книги».
Физическое развитие Воспитание культурно – гигиенических навыков: «Вытираем рот салфеткой после еды», «Делаем мыльные перчатки», «Причёсываемся после сна».
Физическая культура
Физминутки: «Цветы», «Мак», «Роза», «На лугу растут цветы», «Выросли цветочки». Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика на свежем воздухе – полезно и приятно.»
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность
Музыкально-ритмические движения: «Видишь бабочки летают», «Лютики ромашки».
Музыкально- игровая деятельность: «Мы на луг ходили, хоровод водили».
Слушание музыки: «Вальс цветов» П. И. Чайковский.
Песня: «Солнышко колоколнышко».
Игра на музыкальных инструментах: «Угадай на чём играю», игра на колокольчике.
Лепка: «Кактусы».
Рисование: «Цветок для куклы Кати», «Цветочная поляна на окне», «Цветик-семицветик», «Душистая сирень».
Аппликация: «Цветок в горшочке». Участие в выставке художественных работ по теме проекта.
Работа по реализации проекта
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Нашей задачей было – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явлениями природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и нетерпимо относиться к бессмысленной порче.
В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем – это были наши ориентиры, почему мы провели экологический проект «Наши любимые цветы» в группе раннего возраста МБОУ «СОШ №1» ДО.
Для реализации данной задачи мы работали по следующим принципам дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научности определился в содержании экологического воспитания и реализовался через знакомство с экосистемным строением среды обитания цветов.
Принцип гуманизации помог, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности.
Принцип интеграции заключался в синтезе содержания дошкольного компонента экологического проекта содержанием из разных областей естествознания, гуманитарных наук, а также в интеграции с формами и методами экологического воспитания детей.
Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного окружения, как ресурса воспитания и развития детей, являлся фундаментальной основой организации процесса экологического проекта. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивалось в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в нашей области.
Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного общения с природой (прогулок, наблюдений) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, трудовой деятельностью, праздниками) позволило нам систематизировать педагогический процесс.
Ознакомление с конкретными примерами растений, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Одним из важнейших принципов экологического образования считаем принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Ознакомление детей с природой родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.
Значение уголка природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развивается наблюдательность, интерес к природе. При уходе за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
В группе же на занятиях формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и беседа после прочтения.
Мы ставили своей целью формирование элементарной системы знаний о некоторых существенных особенностях растений как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др., взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание непосредственно связано с наукой экологией. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.
Очень важно было показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе. Мы включили в их посильную для их возраста практическую деятельность – создали условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствовало дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Мы обращали внимание детей на красоту природы, учили наблюдать за состоянием растений. А дети от этого получали удовольствие и замечали красоту жизни.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, мы отобрали литературный материал для каждого цветка : стихи, загадки.
Мы совместно с родителями подвели детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
В ходе работы по проекту дошкольники изучали, играли, рисовали, лепили, рассматривали картины и иллюстрации по теме проекта.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная
деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям
освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и
воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире.
Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные
простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не
разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных
источников с другими детьми.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная
деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям
освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и
воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире.
Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные
простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не
разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных
источников с другими детьми
Результаты проекта
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. В результате проведенной работы дети получили много новой информации о цветах, которые нас окружают. У них появился интерес к окружающему миру, к родной природе. Возникло и укрепилось желание проявлять заботу о цветах.
Расширился словарный запас слов. В процессе реализации проекта развивались психические процессы, развивали мелкую моторику рук в непосредственно образовательной деятельности. Повысилась активность детей во взаимодействии с взрослым и сверстниками. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.
Улучшилась предметно – развивающая среда с помощью литературы, дидактических игр, иллюстраций; рассказов о растениях, загадок. У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.
Список литературы.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.
4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2017г.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008.
6. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского. В 4 кн. - М., 1994. - 74 с.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Мозаика-Синтез, 2005. - 312-318 с.
8. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки: экология для малышей» - М., «Сфера», 2008. – 96 с.
9. Интернет ресурсы.