Томаева Залина Казбековна
Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «В мире экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность. "
(Лев Семёнович Выготский.)
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в младшей группе „В мире экспериментов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию познавательно–исследовательский, краткосрочный проект на тему : «В мире экспериментов», срок проведения 2 недели (с 04 по 15.10.2021 г.) Участники проекта : дети второй младшей группы, в количестве 10 человек, воспитатель.
Экспериментирование– это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Исследовательская активность-естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Это огромная возможность для детей самовыражаться. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка, он знакомит его с различными свойствами окружающих предметов. Экспериментирование развивает мышление, логику, творчество ребенка. В процессе проведения опытов мною были использованы следующие виды деятельности: - игровая, познавательно – исследовательская, продуктивная и коммуникативная. Актуальность проекта : Детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу – вот основная задача педагога. Известно, что маленькие дети любознательны, они постоянно спрашивают старших обо всём на свете. Наш долг отвечать детям на их бесконечные вопросы, активно побуждать их пытливость. Ребята любят исследовать новые предметы. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны и удивляют. Реализация проекта способствует умению анализировать и делать простейшие обобщения.
Цель проекта : Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений к практическому экспериментированию с обьектами, дать представление о явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, свойства песка.) Создать условия для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса ребят.
Задачи проекта : Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость.)
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения.
Формировать навыки мыслительных действий: анализа, синтеза, классификации.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, учить объяснять наблюдаемое.
Предполагаемые результаты: Развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность. Формирование у детей уверенности в себе посредством развития мыслительных операций и творческих предпосылок.
Реализация проекта проходила в трё х этапах :
1. Подготовительный. Постановка цели и задач проекта.
• Определение его актуальности и значимости.
• Подбор методической литературы для реализации проекта по теме : «Детское экспериментирование в ДОУ и дома» (журналы, статьи, рефераты).
• Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами.
• Подбор художественной литературы для детей, дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.
• 2. Основной. (Исследовательский) Создание и проведение экспериментов для успешной реализации проекта.
• Тематическое планирование и проведение НОД, приложений, работа с родителями.
3. Заключительный.
• Создать для детей РППС для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
• Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Подытоживая своё выступление, сформулирую основной вывод по результатам работы над представленным проектом. Итак, экспериментирование для малышей, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу так, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результаты опытов. И таким образом, ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Центр «Песок-вода» : ёмкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.
Материалы и оборудование: Лупы, ложка, посуда, игрушка, шкатулка с тканью разной фактуры, персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани, бумага, веревки, линейки, песочные часы, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл) пробки, пух и перья, разноцветные прищепки; камешки разного размера.
Ё мкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, крупа и т. д., «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. д., семена бобов, фасоли, гороха; вата, ватин, синтепон, песок, вода, опавшие листья и т. д.
Стихи и загадки про живую и неживую природу
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию :
Привлечение родителей к пополнению атрибутами и материалом.
Консультация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментальная деятельность в детском саду.», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятки для родителей:
«Детское экспериментирование», «Что можно, что нельзя.» Оформление картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.
Виды деятельности, название, цель.
«Моя водичка.»
№ Виды деятельности Название, цель
1 Беседы о свойствах воды.
СВОЙСТВА.
-Какой может быть вода? (горячей, теплой, холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лёд)
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ.
-Для чего нужна вода? (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения.)
2 Чтение художественной литературы.
Разучивание потешек, прибауток, закличек Рассказ «Как Костя не умывался.» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.
«Дождик, дождик, пуще…»
«Как на беленький снежок»
«Водичка, водичка…»
3 Игры – опыты
Экспериментирование
Эксперимент
«Прятки с водой». Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.
«Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.
«Мыло-фокусник». Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.
Игра : «Тонет – плавает.»
4 Рисование
Аппликация
«Дождик». Цель: научить рисовать разные по длине линии и капельки.
«Красивые чашки для волшебницы-воды». Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности.
5. Музыкальные произведения для прослушивания «Звуки природы» ( темы: ручеёк, волны, дождик).
Игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят»- (громко-тихо).
Музыкальная игра : «Солнышко и дождик.»
«Солнышко ясное.»
№ Виды деятельности Название, цель
1 Беседа
Тематическая прогулка «Учимся радоваться солнышку и природе».
Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.
«У солнышка в гостях». Учить наблюдать за солнышком.
2 Чтение художественной литературы.
Разучивание потешек, прибауток, закличек. Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»
Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.
Выполнение упражнений. Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». Способствовать развитию моторики рук.
«Солнышко, появись, красное, покажись.»
«Смотрит солнышко в окошко».
3
Игры – опыты
«Солнечные зайчики».
4 Рисование
Аппликация
Рисование «Весёлое солнышко.» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру.
«Лето»
Цель: развивать умение наклеивать готовые формы (солнце, трава, цветы, насекомые)
5 Музыкальные произведения для прослушивания Песня : «Улыбнулось солнышко.»
Музыкальная игра : «Солнышко и дождик.»
6 Просматривание мультфильмов «Рыжий, рыжий, конопатый.»
Игра-ситуация Игра-ситуация «Солнечные зайчики.» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.
«Воздушные чудеса»
№ Виды деятельности Название. цель
1 Беседы.
Наблюдение
Свойства
«О свойствах воздуха». Знакомить детей с воздухом.
«Наблюдение за ветром». Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.
2 Чтение художественной литературы.
Отрывок из сказки А. С. Пушкина : «Ветер по морю гуляет…»
«Ветер, ветер, ты могуч».
3 Игры – опыты
Экспериментирование
«Игры с соломинкой». Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену». Подвести к выводу о том, что мыло пенится.
«Игры с воздушным шариком». Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.
«Что в пакете?» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.»
Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.)
«Озорной ветерок». Развивать умение правильно дышать, ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.
4 Музыкальные произведения для прослушивания Звуки природы: ветер, ураган, шторм…
Песня «Ветерок».
5 Игры. «Пускание мыльных пузырей»
Стимулировать двигательную активность
Игры с вертушками.
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее.
«Фокусы с песком.»
№ Виды деятельности Название. цель
1 Беседы
«О свойствах мокрого и сухого песка»
Развивать познавательную и речевую деятельность детей.
2 Игры – опыты
Экспериментирование
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком.
«Пирожки для Машеньки.» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.
3 Рисование на мокром песке.
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада, Дыбина О. В. Мозаика- Синтез, 2015-72 с.
Приложение.
Эксперименты, исследования, опыты.
1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берётся воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете? Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги.
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.) Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они лёгкие и могут летать; мыльная пена жжёт глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, её останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для Дашеньки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра - опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.