Лазебная Ольга
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект на тему :
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Краткая аннотация проекта
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.
Данный проект необходим воспитателям ДОУ для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе.
Результаты опроса детей и родителей о проблемах:
- Не все дети знают, откуда появляются овощи;
- Не все дети знают, что такое огород;
- Не все дети знают, что в огороде растёт;
- Не все дети знают, что нужно для роста растения;
В результате реализации проекта :
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
3. У детей расширятся знания о растениях.
4. По ходу проекта у детей обогатится словарный запас.
5. У детей сформируется бережное отношение к растениям.
6. Дети получат положительные эмоции от новых знаний.
Постановка проблемы
Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Вид проекта : краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта для веток растений, лука и овощей – 2 месяца
Актуальность проблемы: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес, Как на ветках березы, тополя, каштана, вишни смогут появиться листья?
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
7. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
8. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности
Пословицы дня:
- «Что посеешь, то и пожнешь»
- «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
- «Как потопаешь, так и полопаешь»
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Ожидаемые результаты
Для детей
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Реализация проекта включает три этапа.
Подготовительный: 1 неделя
1. Определение цели и задач проекта,
2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
4. Составление плана работы над проектом.
5. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
7. Изготовить с детьми таблички- указатели с названиями растений для наших грядок.
8. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
9. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 2-7 неделя
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 8 неделя
Перечень форм и методов реализации проекта
Игры – путешествия:
Экскурсии в природу: «Где растут растения?»
«Зеленые растения зимой в природе»
Праздники, досуги, развлечения.
Занятия в игровой форме
Подвижные, дидактические, творческие игры
Рассматривание иллюстраций, картин
Беседы
Чтение художественной литературы
Загадки, пословицы и поговорки