Ангелина Александровна Джола
Познавательно-исследовательский проект «Как жили наши предки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания
дошкольников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному
краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории
с жизнью. Благодаря краеведению активизируются и обогащаются
имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через
призму истории села, семьи, человека. Изучение истории малой родины
способствует развитию бережного отношения, не только к памятникам
культуры и истории, но и к людям, живущим рядом. Мы и наши дети живем
в мире межнациональной резни и конфликтов.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Как жили наши предки“» размещена в разделах
Воспитывая их, мы, взрослые, демонстрируем им свое незнание
культуры народов, живущих рядом с нами. Из чего следует, что наши дети
имеют недостаточные знания о жителях родного края об истории коренного
населении Приморья, их духовной культуры, традициях, прикладного
искусства.
Знакомство с другой культурой поможет сформировать у детей
способность понимать и принимать чужие ценности, доброжелательно
относиться к обычаям разных народов.
Данный проект позволит обогатить знания детей о коренных
народностях, живущих в Приморском крае, их быте и культуре.
Очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном
окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он,
по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители,
воспитатели.
Время реализации: кратковременный, февраль 2024 г.
Актуальность: Сохранение и возрождение культурного наследия
начинается со своего края и играет важную роль в воспитании
подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка
первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении
общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной
культуры.
Содержание регионального компонента образования призвано
способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных
ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях
современного мира.
В условиях поликультурного региона, каким является Приморский
край, образование должно строиться как этнокультурная деятельность,
учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур,
воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа,
но и других народов.
Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и
обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать
взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа
может и должна осуществляться в дошкольном образовательном учреждении
– первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности,
уважающей традиции и культуру своего и других народов.
Проблемы проекта : необходимо с раннего возраста воспитывать у
детей положительное отношение к тому месту, где они родились и живут;
желание узнавать больше об особенностях и истории края, его природе, о
народе, живущем рядом.
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений о коренных
народах Приморского края.
2. Повышение уровня мотивации к изучению истории своего
края.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой
личности.
4. Вовлечение родителей в совместную деятельность с
ребенком в условиях семьи и детского сада.
Цель: уточнение и расширение знаний детей о коренных жителях
Приморского края (их быт, занятия, одежда, культура).
Задачи:
1. Познакомить детей с тем, что в Приморском крае живут и
жили раньше люди разных национальностей, познакомить с их
бытом и культурой.
2. Развивать способность видеть другого человека как
носителя других культурных ценностей, умение понять и принять
его мир.
3. Формировать культуру межличностного взаимодействия
детей в группе.
4. Развивать творческие способности дошкольников к
различным видам деятельности.
5. Совершенствовать исследовательские умения: умение
анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать
выводы.
6. Воспитывать культурного человека, способного понимать,
бережно относиться к быту и культуре народов Приморского края.
7. Способствовать формированию устойчивых, нравственных
патриотических позиций в разных ситуациях у детей и их
родителей.
Этапы реализации проекта.
Вводный.
1. Сбор информации.
Индивидуальные беседы с детьми и родителями.
2. Диагностика с целью выявление знаний детей об истории
Приморского края.
Диагностические игровые задания.
3. Изучение учебно-методической литературы по проблеме.
Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации).
Основной.
1. Беседа «Мы – аборигены Приморья».
2. Беседа «Нанайцы».
3. Беседа «Традиции народов Приморского края».
4. Беседа «Знакомьтесь, Приморье!».
5. ОО Познавательно-исследовательское развитие. ФКЦМ.
Тема: «Путешествие в историю Приморского края».
6. ОО Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.
Тема: «Украсим одежду нанайским орнаментом».
7. Загадки на тему «Приморский край».
8. Раскраски на тему «Костюмы малых народов Дальнего востока.
9. Подвижные и малоподвижные игры: «Охотники и звери», «Море
волнуется», «Поймай вещи», «Солнце (Хейро)» и др.
10. Дидактические игры: «Прочитай узор пальцами», «Ветвистые
рога», «Кто скорее соберет», «Спасатели» и др.
11. Чтение художественной литературы.
12. Работа с родителями:
консультация «Одежда народов Дальнего востока»;
консультация «Воспитываем патриота в семье»;
рекомендации для родителей;
анкета для родителей.
Итоговый.
1. Спектакль «Сказки малых народностей Дальнего Востока: нивхов,
эвенов, удэгейцев, нанайцев».
2. Создание дидактического пособия «Как жили наши предки в древние
времена».