Анна Лелеко
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Спешим на помощь Фиксикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с разнообразием жидкостей, их свойствами и особенностями.
Программные задачи:
Формирующая:
Формировать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Формировать умение делать выводы.
Образовательная:
Познакомить детей со свойствами жидкости.
Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности : опытам по определению свойств жидкости.
Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи.
Продолжать учить детей рассуждать, используя доказательную речь.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Спешим на помощь Фиксикам“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить детей формулировать простые выводы после проведения простых опытов.
Упражнять детей в разгадывании загадок, способствовать развитию слухового восприятия.
Развивающая:
Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, внимательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать умение находить в одном объекте наличие двух противоречий.
Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Воспитательная:
Воспитывать в детях в процессе совместной деятельности чувство коллективизма, готовность прийти на помощь.
Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
Методы и методические приё мы: беседа; наблюдение; создание проблемной ситуации; исследовательский; игровой.
Материал: проектор, мультимедийная доска, вода (холодная, горячая, пищевой краситель, мука, крахмал, соль, растительное масло, колба, пипетки, ложки, посуда для смешивания, прозрачные пластиковые бутылочки с широким горлышком, воронки, камешки, ракушки, столик с песком и водой, магнитная доска, магнитные буквы, одноразовые полотенца, влажные салфетки для вытирания рук, халаты для опытов на каждого ребенка, клеёнчатые салфетки на стол,схемы опытов в конверте.
Ход деятельности:
(Дети заходят под музыку «А кто такие фиксики?» минус)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте скажем им «Здравствуйте».
- А теперь, покажите мне свои ладошки. Хорошо потрите их и прикоснитесь к щекам. Что вы почувствовали? (тепло) Потрите ещё раз ладошки между собой и прикоснитесь к ладошкам соседа, таким образом вы передали частичку своего тепла другому и это здорово. Взявшись за руки, вы оказались ещё и одним целым- командой.
- Ребята, мы с вами изучали свойства воды. Давайте вспомним, что такое вода. (Вода — это жидкость, которая не имеет запаха, цвета и формы.) А что можно растворить в воде? (В ней растворяется сахар, соль)А что не растворяется в воде? (Не растворяется песок.)
Давайте с вами еще раз посмотрим, что будет если я в нашей жидкости (воде) растворю цветные гранулы. Что происходит? (Цветные гранулы растворяются, вода окрашивается.)
Молодцы, все правильно.
А нас с вами ждет видео звонок, но чтобы узнать от кого он нужно отгадать загадки. Слушайте, внимательно.
Загадки:
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом (Фиксики.)
Мальчика зовут Дим Димыч,
Это факт неоспоримый!
В доме также есть собачка.
Гоняет фиксиков (Кусачка.)
Фиксиков девиз нам мил :
«Нашел, все понял, починил!»
В помощи новаторы —
Есть ранцы (Помогаторы.)
Папус часто представляет,
Как он в космосе летает.
Но ракета, было дело,
Без него вдруг улетела!
Он всегда готов к услугам,
Чинит Папус (Центрифугу.)
Симка в школе не ленится,
Все узнать она стремится.
Симка учится без двоек.
Совсем другое дело (Нолик.)
Фиксики и люди дружат,
Фиксики им верно служат!
Если в дом пришла беда,
Все починят без труда!
Фен легко возьмут в починку
И стиральную (Машинку.)
(Видео звонок)
Нолик - Доброе утро ребята, меня зовут Нолик. Профессор Чудаков дал нам с Симкой трудное задание, мы не можем его выполнить. Но вы ребята уже большие, внимательные и любознательные. Помогите нам пожалуйста! Все инструкции мы будем высылать вам почтой… А что бы попасть в нашу лабораторию нужно сказать волшебные слова «Сила знаний проявись, дверь в науку отварись»
Воспитатель: Ребята мы поможем нашим маленьким друзьям? (Да) Но ведь задания очень трудные? Вы, готовы стать учеными-исследователями (Да) А где делают все открытия ученые? (Все открытия делают в научных лабораториях.) И мы с вами сейчас туда отправимся. Но не забудьте про волшебные слова «Сила знаний проявись, дверь в науку отварись.
Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
А закрыв на миг глаза,
Попадаем в чудеса.
Сила знаний проявись, дверь в науку отварись.
Ребята, вот мы и оказались в научной лаборатории Фиксиков. Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории:
1. в первую очередь надеть специальную одежду. (надеваем халатики)
2. соблюдать тишину
3. ничего не трогать руками
4. не мешать друг другу
5. работать аккуратно и внимательно
6. делать опыт после разрешения воспитателя
Симка: Профессор Чудаков попросил нас сделать игрушку из двух компонентов и нарисовал нам схему. Держите, ребята! (Вылетает конверт со схемой)
Опыт № 1:
В тарелочке смешиваем пол стакана муки и добавляем немного холодной воды, затем немного горячей (но не кипятка). Палочками перемешиваем.
Затем добавляем несколько щепоток пищевого красителя, перемешиваем и наливаем 2 ложки масла.
(Делаем сам опыт, звучит спокойная музыка)
Проверяем результат: получившаяся субстанция, собственно, и является игрушкой лизуном. Ее необходимо переложить в контейнер и убрать в холодильник на 3 часа.
Вывод вместе с детьми: Не вся жидкость растворяется при смешивании. Она имеет свойства вязкости и тягучести.
Молодцы, ребята! Всё у нас получилось. Положите свои игрушки в контейнеры.
А сейчас будьте внимательны, слушаем следующее задание.
Нолик: Профессор Чудаков придумал формулу а проверить ее не успел. Но нарисовал нам инструкцию. Вот она.
(в конверте пустое послание)
Какой он хитрый прислал нам тайное послание. Ребята, а я знаю секрет тайной записи, как сделать ее явной, а вы догадались?
Дети: Да. Необходимо проявить её.
Правильно ребята. А какими жидкостями мы можем написать тайное послание?
Дети: Молоком, лимонным и яблочным соком, рисовым отваром.
Всё верно. А как же называются такие чернила?
Дети: Они называются симпатические чернила (невидимые).
Это послание было написано лимонным соком и для того чтобы нам его проявить понадобится водный раствор йода и ватные диски. Намочим ватный диск в растворе и по очереди будем смазывать наш лист. Что происходит?
Дети: Бумага окрашивается в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми (читают запись «Найдите клад»)
Итак, ребята, чтобы узнать какие компоненты нам понадобятся для следующего опыта, нужно отыскать клад.
Игра «Найди клад»
(Дети в емкости с песком ищут буквы и составляют словосочетание по начальным буквам картинок, разложенных воспитателем на столе. У детей получаются слова «вода», «крахмал»).
Воспитатель:Оба слова вам знакомы?
Дети:Да.
Воспитатель:Что такое крахмал?
Дети:Крахмал - это такое сыпучее вещество.
Воспитатель:Где его используют?
Дети:Его используют в приготовлении выпечки, киселя. Крахмалом раньше обрабатывали воротнички у рубашек и юбки, чтобы они лучше держали форму. Так же его добавляют при изготовлении таблеток. (Если дети затрудняются ответить, то подтолкнуть их к правильному ответу)
Воспитатель: А какое своеобразное свойство имеет крахмал?
Дети: Он скрипит.
Опыт № 2:
Надо взять смесь из двух частей крахмала и одной части воды. (1 стакан крахмала(200гр.) и 0,5 стакана воды) Перемешиваем все.
(Делаем сам опыт, звучит музыка)
Получилась жидкость, похожая на сметану.
Воспитатель: Опустим пальцы в жидкость. Если быстро сжимать и разжимать пальцы, можно увидеть между ними твердый комочек. (Опускают пальцы в жидкость, разжимают и зажимают пальцы.) Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое свойство принимает эта жидкость?
Дети: Эта жидкость принимает свойства твердого тела.
Воспитатель:Что нужно, чтобы она постоянно оставалась твердой?
Дети: Чтобы она оставалась твердой, ее нужно постоянно месить.
Воспитатель: Нальем жидкость на ладонь. Попробуем скатать шарик между ладонями. Получилось? Как только перестаем растирать ее, жидкость растекается лужицей. (Наливают жидкость на ладонь, пробуют скатать шарик, смотрят, что получается)
Какой вывод мы можем сделать? При каком условии жидкость обладает свойством твердого тела?
Дети: Жидкость может обладать свойством твердого тела только при быстром вращении, в данном случае, ладоней.
Воспитатель: Опустим палец в жидкость. (Опускают палец в жидкость) Что произошло?
Дети: Палец намок.
Воспитатель:Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Любое тело, опущенное в воду или любую жидкость, становится мокрым.
Воспитатель: Итак если жидкость быстро толкать, мять, кидать, стучать, то она ведет себя как твердое тело, а если остановиться, то она растечется в лужицу. По этой жидкости, когда ее много, можно ходить, бегать и прыгать, оставаясь на поверхности. Такая жидкость не поглощает предмет, если он находится в движении. Ребята, как называется эта жидкость?
Вывод вместе с детьми: Эта жидкость называется неньютоновской, так как она противоречит законам Ньютона.
Воспитатель: А теперь что бы перейти к третьему заданию нам надо размяться: (музыкальная пальчиковая гимнастика «Паучок»)
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Профессор Чудаков: Дорогие ребята, помогите фиксикам сделать подарок из предложенных компонентов. Вот вам моя инструкция.
Опыт № 3:
Нам понадобится соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, прозрачный стакан, прозрачная пластиковая бутылочка. Бутылка наполовину наполнена водой.
Добавим в стакан с водой растительное масло. Посмотрите, масло плавает на поверхности, и не смешивается с водой. Затем добавим пищевой краситель к воде и маслу. Потом добавим соль.
(Делаем сам опыт, звучит музыка)
Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой.
Вывод вместе с детьми: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда мы добавили соль в стакан, масло вместе с солью начало опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель помог нам сделать опыт более наглядным и зрелищным.
А сейчас давайте создадим в нашей бутылочке «море».
А чтобы наше море сделать более живым добавим на дно камешек и ракушек. Затем вставляем воронку в горлышко своей бутылочки и наливаем ещё немного масла. Закройте и переверните набок свои бутылочки. Попробуем создать морскую волну. (Звучит музыка «Шум моря»)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Справились со всеми заданиями профессора Чудакова и выручили фиксиков, а помогли вам в этом ваши научные знания. А это волшебное море будем напоминать вам о нашей встрече.
Симка и Нолик: Большое спасибо, ребята! Вы настоящие ученые-исследователи, внимательные и любознательные. До новых встреч в нашей лаборатории!
Рефлексия:
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что узнали нового?
Дети: Мы говорили о жидкостях. Существует жидкость, которая может быть и жидкой, и твердой.
Воспитатель:Как она называется?
Дети: Эта жидкость называется неньютоновская.
Ещё жидкость может быть вязкой и тягучей.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось выполнять задания? (Ответы детей)
А какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)