Светлана Владимировна Кривошеина
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно исследовательская деятельность Открытое мероприятие «Путешествие в осенний лес» подготовила и провела воспитатель старшей группы МКДОУ "Детский сад №11 г. Нижнеудинск" Кривошеина Светлана Владимировна.
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи: Формировать умения сравнивать и делать выводы. Совершенствовать умения детей работать по карточке таблице. Закреплять знания о хвойных и лиственных растениях. Систематизировать знания детей о жизни диких животных (заяц, растительного мира осенью. Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе прилагательных. Закреплять умения составлять по схеме предложение. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, умения работать сообща.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними явлениями природы, чтение стихов, загадок, рассматривание картинок об осени
Атрибуты мероприятия: Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, мультимедийное обращение Осени и Зайца к детям, лесное табло, карточка – таблица, слайды. Деревья: ель, сосна, яблоня, картинки клена и березы, эскиз леса ранней и поздней осени, корзина с яблоками, музыкальное сопровождение. Раздаточный материал: листочки березовые и кленовые, хвоя еловая и сосновая, веточки хвои и сосны, шишки сосны и ели, трафареты зайцев, клей, кисточки, мелко нарезанные белые и серые шерстяные нити, салфетки, образец пошаговой работы, шары, фломастеры, шапочки для исследования по количеству детей.
Ход мероприятия:
Организационный момент: Воспитатель: Проходите, ребята встаем в круг беремся за руки, давайте улыбнемся друг другу, пожелаем, удачи в проведении мероприятия. Загадка об осени : Пустые поля. Мокрая земля, День убывает, Когда это бывает? (осенью) правильно ребята осенью. Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об осени, свои знания помещать в копилку знаний, а вы хотите свои знания поместить в копилку знаний? (Да, дети передают друг другу копилку знаний и помещают в нее свои знания) Воспитатель: Использовать модель трех вопросов «Что мы знаем? (Листочки пожелтели и опали; птицы улетели в теплые края ; день стал короткий, а ночь длинная; осенью становится холодно; собрали урожай; у осени 3 месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь). Стихи об осени :
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман. Гусей крикливых караван, Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (А. С. Пушкин)
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном (А. Плещеев)
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди И нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клена листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Желто – розовый – Кленовый (В. Авдеенко) Что делали? (Наблюдали за осенью на прогулке, читали стихи, беседовали об осени, смотрели мультфильмы об осени, слушали музыку, рисовали осень, лепили овощи). Что бы вы еще хотели узнать?
Воспитатель: Спасибо ребята вам, что вы поделились своими знаниями об осени, вот такие вы
Мотивационный момент. СЛАЙД Осень : Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, я осень. Ребята, я приглашаю вас в осенний лес, чтобы вы увидели, какие изменения произошли в лесу и решили спор зайцев. Воспитатель: - Ребята, а вы хотите отправиться в осенний лес и все увидеть своими глазами, но дорога в лес нелегка, могут встретиться разные трудности. Сможем мы справиться с ними вместе? (да). Тогда в путь… Загадывание загадки: «Падают с ветки Золотые монетки» (листочки) Воспитатель: Ой, ребята подул волшебный ветерок, под музыку «Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» берут в руки березовый и кленовый листок. «улетают» в лес. Покружились, потанцевали и приземлились на поляну. СЛАЙД ОСЕННИЙ ЛЕС. Вот мы и очутились в осеннем лесу. Ребята посмотрите как в лесу красиво, тихо, слышно только пение птиц, какой чудесный воздух. Давайте и мы с вами насладимся этим чистым воздухом и укрепим свое здоровье и иммунитет. Проводится дыхательная гимнастика Стрельниковой. Посмотрите ребята, а какие у вас листочки. Игра «С какого дерева листок» (С березы и клена) С какого дерева листочек? (с березы – он какой березовый, а этот с какого дерева клена –он какой кленовый. давайте поместим кленовые листочки на какое дерево (клен) а березовый листочек (на березу) Ребята, а как вы считаете если с деревьев падает листва это - какие деревья? (Лиственные) А какие же еще бывают деревья, мы это узнаем сейчас.
Эксперимент в «Лесной лаборатории» Давайте пройдем в лабораторию, и узнаем «Какие еще деревья бывают?» Ребята, а кто работает в лаборатории (ученые, исследователи) Вот мы сейчас будем исследователями (одеваем на голову шапочки). а исследователи все свои результаты работы заносят в таблицы и мы свами тоже все ваши доказательства будем заносить в таблицу Давайте ее рассмотрим. На столах в тарелочках лежат хвоинки - ели, сосны. Веточки - ели, сосны. Шишки - ели, сосны. 1 Задание: «Угадайте, с какого дерева эти хвоинки? Рассмотрите, какие они? Какая хвоинка длиннее, какая короче, какого цвета? Отметьте эти параметры в карточке-таблице 2 Задание: «Найди для каждой хвоинке веточку» У еловой хвоинке еловая веточка, а у сосновой хвоинке сосновая веточка (зарисовывают в карточке таблице). 3. Задание: «С какого дерева шишка? Какая она?» У ели – еловая шишка овальной формы. А у сосны - сосновая шишка имеет круглую форму. Заносят свои наблюдения в карточку – таблицу. Вывод: еловая хвоинка какая (короткая, колется, растет на ели, шишки овальной формы). Сосновая хвоинка какая? (длиннее, чем хвоинки ели, она светло-зеленая, растет на сосне, шишка круглая). А что вы еще знаете о сосне и ели? Эти деревья хвойные стоят зеленые круглый год.
Выходим из лаборатории. В лесу ребята надо держаться всем вместе в лесу подстерегают опасности и можно заблудиться. Ой, ребята смотрите, сколько шишек нападало. Игра «Соберем шишки» Давайте, определим, какие это шишки? С какого дерева? (это шишка еловая, а это шишка сосновая) Я предлагаю вам, разделиться на две команды и собрать шишки вот в эти корзинки девочки будут собирать еловые шишки, а мальчики сосновые. Да смотрите не перепутайте (дети собирают шишки) Давайте теперь проверим правильно ли вы собрали шишки. Мальчики какие шишки собирали… (сосновые, а девочки какие (еловые) А теперь ребятки подумаем под какое дерево поставят девочки корзину с шишками и почему? (под ель) А мальчики под какое дерево поставят сосновые шишки (под сосну, это сосновые шишки, это еловые шишки)
СЛАЙД Заяц: Здравствуйте, ребята! У нас на заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотим принять решение : пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень интересный. Но мы с ребятами постараемся на него ответить (подходим к лесному экрану, где изображен лес осенний и пустой лес). Подумайте, в каком лесу зайчик может спрятаться так, чтоб его не заметили? Серому зайцу очень сложно спрятаться в лесу, где лес опустел, его заметит и лиса и волк, в лесу стало уже холодно и все звери готовятся к зиме, утепляют свои норки, прячут свои запасы. Давай ребята пройдем в «Лесную мастерскую» и попытаемся смоделировать для зайчиков леса наряд по сезону. На столах лежат готовые трафареты зайцев, белая и серая шерстяная нити мелко нарезанная клей, кисти. Как вы думаете, с чего начнем мастерить наряд для зайчиков. Рассматриваем схему таблицу ПОКАЗ СЛАЙДА последовательности выполнения работы. Девочки надевают зайчиков в серый наряд, а мальчики одевают в белый наряд. Задание «Поможем зайчикам подготовиться к зиме». Готовых зайчиков помещаем в лес с серыми шубками в лес, где ранняя осень, а белых зайчиков, где осень поздняя. СЛАЙД Заяц: Спасибо ребята я всем зайцам расскажу, что наступила поздняя осень, стало холодно, и нам зайцам пора одевать белые шубки, так легче скрываться от плутовки лисы и серого волка. (уходит) СЛАЙД ОСЕНЬ
Рефлексия: Ребята, вы совершили доброе дело - помогли зайчикам разобраться, что в белой теплой пушистой шубке ходить теплей, безопасней по лесу поздней осенью. Побывали в «Лесной лаборатории» исследовали хвоинки разных хвойных деревьев. Уточнили, что хвойные деревья остаются зелеными круглый год, а с лиственных деревьев листва опадает, и они словно спят всю зиму. До свиданья ребята! Ждите моих гостинцев. Воспитатель: Ой, ребята опять подул волшебный ветерок, и мы возвращаемся обратно в детский сад. Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? А где, мы с вами побывали? Что делали? Кому помогли? А я вам предлагаю отразить свое настроение вот на этих воздушных шарах и подарить их нашим гостям, которые невольно стали свидетелями нашего путешествия. Ребята посмотрите вот это чудеса (под яблонькой корзина с яблоками). Это Осень щедрая Вам прислала.