НАТАЛЬЯ СОЛОМАТИНА
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух есть везде»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе.
Цели и задачи:
•Образовательные сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
•Развивающие
развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе „Воздух есть везде“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
•Воспитательные воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Материалы и оборудование:
воздушный шар, стилизованный под профессора, стакан воды с трубочкой, музыкальные игрушки, веера, воздушный шарик, листы бумаги по количеству детей,гуашь.
Ход занятия.
Ребятки, сегодня к нам пришли гости (дети здороваются). Один гость очень необычный. Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. Шар Шарыч очень любит разные загадки и предлагает нам отгадать одну из них.
Через нос проходит и обратно выходит.
Он не видимый и все же без него мы жить не можем (воздух).
Шар Шарыч задумался, важен ли воздух для нас и предложил исследовать его.
Шар Шарычу нужна ваша помощь. Ведь вы, не только дружные девчонки и мальчишки, сегодня вы - исследователи. Итак, Шар Шарыч желает понять, важен ли воздух для нас. А как вы думаете?
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуем?
Значит для чего нужен воздух?
Дети: - Чтобы дышать.
-А как вы думаете, где живет воздух?
Дети: - Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
-А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?
Дети:- Мы должны его почувствовать.
-Подуем на ладошку. Что мы чувствуем?
Дети: - Холод.
-С воздухом можно и поиграть.
И играть можно по-разному. Сейчас мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыты, но сначала мы с вами проведем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.
• Дружно мы все встали в круг,
• Будем делать – парашют.
• Друг за другом мы идем,
• Парашют в руках несем.
• Руки вверх все поднимаем,
• Парашют наш надуваем.
• Вот какой наш парашют
• Легким воздухом надут.
- Здорово мы поиграли с воздухом. Вам понравилось?
(дети присаживаются за столы)
Опыт №1. Обнаружение воздуха при помощи зрения.
На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети : Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины
-Давайте проверим, как еще мы можем обнаружить воздух.
Опыт № 2. Обнаружение воздуха осязанием.
Возьмите в руку веер и помашите им на себя. Что вы почувствовали?. Ощущаете ветерок? Этот ветерок и есть воздух. А что такое ветер? Это движение воздуха. Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. А каким бывает ветер (сильный, слабый, легкий)
Опыт №3. Обнаружение воздуха с помощью слуха.
1. Для каждого ребенка подобрана резиновая звучащая игрушка. Педагог предлагает взять игрушку в руки, приложить к уху, нажать на нее и послушать, как выходит со звуком воздух.
2. Подобное провести с надутым воздушным шаром, выпуская из него воздух. (2 детей)
3. Опыт с дудочкой. (2 детей)
Вывод. Воздух не увидели, но услышали.
-Ребята, а мы можем поймать воздух и запереть?
(ответы детей)
-Давайте попробуем запереть воздух в воздушном шарике.
-Если шарик сильно надуть, что с ним будет?
Дети: - Лопнет.
-Конечно, он лопнет. Почему? Воздух весь не помещается. Так что главное не перестараться.
-А если мы отпустим шарик, что с ним произойдет?
Дети: - Он улетит.
Опыт 4. Рисование воздухом.
Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
-Видишь, Шар Шарыч, воздух есть везде и он очень важен. На сегодня наши опыты закончились и мы будем ждать Шар Шарыча и исследовать всё что он предложит.
-Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что мы узнали нового о воздухе? А что вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
АНАЛИЗ.
Можно ли воздух увидеть? Как?
Можно ли воздух услышать? Как?
Можно ли воздух почувствовать?