Наталья Приходько
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе на основе прочтения рассказа Н. Носова «На горке»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательская деятельность
прочтения рассказа Н. Носова «На горке».
Цель: Развитие умений понимать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи, происходящие в природе на основе ознакомления с художественной литературой и экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе на основе прочтения рассказа Н, Носова „На горке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Носов Н.Н.
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: днем при теплой погоде снег тает и превращается в воду; ночью на морозе вода замерзает и превращается в лед, дать детям представление о гололеде как явлении природы
опытным путем определить, что при попадании песка или соли, свойства льда изменяются, он становится не скользким.
активизировать познавательную деятельность детей.
Материал: иллюстрации зимних забав и развлечений, поднос, вода, «человечек из LEGO», игрушечные санки.
Совместная деятельность : Беседа «Зимние забавы»
Воспитатель: - Ребята, чем вы любите заниматься зимой.
Дети: Играть в снежки. Кататься на лыжах, коньках, санках и ледянках с горки.
Воспитатель: - Обратите внимание на картинку, где дети катаются на лыжах?
Дети: - По снегу и с горки.
Воспитатель: - А на чём ещё можно прокатиться по снегу и с горки?
Дети: - На санках.
Воспитатель: - А что нужно сделать, чтобы горка была скользкая?
Дети: - Нужно горку залить водой.
Воспитатель: - Молодцы, какие вы сообразительные. Горку заливают водой, и на морозе она покрывается льдом. Значит горка какая?
Дети:- Ледяная.
Воспитатель: - Молодцы
Воспитатель: - Посмотрите на картинку. Что делают дети?
Дети:- Катаются на коньках.
Воспитатель: - Где дети катаются?
Дети:- На катке, по льду.
Воспитатель: - А ещё на коньках на льду можно играть в спортивную игру-хоккей. Посмотрите на картинку, мальчик клюшкой забивает шайбу в ворота.
Ребята, можно ли в эти игры играть летом?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - Почему?
Дети:- Для таких игр нужен снег и лёд.
Воспитатель: - Верно.
Дидактическая игра «Подбери слова»
- Коньки какие? (Быстрые, острые)
- Лыжи какие, если сделаны из дерева? (Деревянные)
- Если из пластмассы? (Пластмассовые)
- Как называются лыжи для детей? (Детские)
- А для взрослых? (Взрослые)
- Снеговик какой? (Большой, снежный, красивый, смешной)
- Горка какая? (Ледяная, высокая, скользкая)
Воспитатель: - Предлагаю вам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «Зимние забавы»
-Снег, снег, белый снег, (Дети выполняют упражнение СНЕГ)
Засыпает он нас всех!
Дружно мы на лыжи встали (Имитируют движения лыжника)
И по снегу побежали,
А потом на санки сели, (Приседают, затем встают и хлопают в ладоши)
Смело с горки вниз слетели!
Воспитатель: - Вам нравится лёд? Чем?
Дети: - Можно кататься на коньках, играть в хоккей, добавить в сок, лед помогает от ушибов.
Воспитатель: - Лёд может быть опасным?
Дети: - Можно упасть, сломать ногу и др. высказывания детей.
Воспитатель: - Как предотвратить опасность?
Дети: - Надеть защиту.
Воспитатель: - Чем ещё опасен лёд?
Дети: - Льдом нельзя бросаться, потому что он твёрдый и может поранить человека. Нельзя брать в рот. Сосулька может упасть на голову. Нельзя ходить по льду реки – можно провалиться.
Воспитатель: - Послушайте стихотворение «Гололед» :
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Экспериментальная деятельность : ОПЫТ со льдом по мотивам рассказа.
Воспитатель: - Я предлагаю устроить ледяной каток и ледяную горку для игрушек. Какая погода на улице и что случиться с водой?
Дети: - На улице холодно и вода превратится в лед.
Воспитатель: - Для нашего опыта заморозим воду на подносе – это каток, и если наклонить поднос со льдом получится – горка, а также фигурку человечка заморозим в формочке.
Теперь катаем фигурку как на катке, или на санках с горки. Что происходит?
Дети: - Фигурка и санки скользят.
Воспитатель: - Потрогайте лед руками, какой он?
Дети: - Скользкий, гладкий, холодный.
Воспитатель: - Лед покрыт тонкой невидимой пленкой воды, поэтому он гладкий и скользкий.
А сейчас посыплем половину горки песком. Что произошло со льдом?
Дети: - Лед стал не гладкий, шершавый, в меленьких бугорках. Санки больше не скользят, а стоят на месте. И наш игрушечный человечек тоже не может кататься, потому что лед посыпанный песком перестал быть скользким.
Воспитатель: - Молодцы. Ребята, мы вчера читали рассказ Николая Носова «На горке». Вам рассказ понравился?
Дети: - Понравился.
Воспитатель: - Из чего дети построили горку?
Дети: - Из снега.
Воспитатель: - Для чего полили ее водой?
Дети: - Чтобы она была скользкой.
Воспитатель: - Почему Колька Чижов посыпал горку песком и правильно ли он поступил?
Дети: - Потому что Колька не мог подняться на горку, она была скользкая. Он поступил не правильно.
Воспитатель: - Что произошло с горкой, после того как ее посыпали песком?
Дети: - Горка перестала быть скользкой, он на нее поднялся, но не смог с нее скатиться – упал.
Вывод: - Лед скользкий из-за того, что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко кататься на коньках и санках. Если лед посыпать песком, то он становится шершавым и упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься.
Совместная деятельность : Беседа Что такое гололед?
Воспитатель: - Какая погода способствует образованию льда и как она называется?
Дети: - Теплая погода. Это гололед.
Воспитатель: - Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
Дети: На скользкой дороге резиновые шины скользят.
Воспитатель: - Почему в гололед люди часто получают травмы?
Дети: - Потому что скользко.
Воспитатель: - Как обезопасить себя в гололед?
Дети: - Нужно быть осторожным.
Воспитатель: - Кто и как помогают людям в гололед?
Дети: - Дорожные службы и дворники посыпают дороги песком.
Физминутка.
Снег идет, снег идет
Дворник улицу метет,
Дворник улицу метет,
Стороной народ идет.
Рассматривание картин - знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила:
- не толкаться,
- не бегать,
- не бороться,
- идти осторожно,
- не кататься;
- не играть на скользкой дороге,
- не подставлять подножки товарищам,
- если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
- на улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.
Воспитатель: - А у нас в детском саду посыпают дорожки песком?
Дети: - Да, дворник Виктор Васильевич и когда будет оттепель, и образуется лед на дорожках, мы обязательно будем ему помогать - посыпать дорожки песком.
Экспериментальная деятельность : Использование соли в борьбе с гололедом.
Воспитатель:- Сегодня мы с вами узнаем, какие еще есть способы борьбы с гололедом.
Для эксперимента нам понадобиться обыкновенная соль. Для наглядности я окрасила соль гуашью в красный и зеленый цвет. Дети, что происходит со льдом, когда мы посыпали его солью?
Дети: - Лед начал таять, на поверхности льда образуются дырочки, лед стал шероховатый, негладкий, грубый, стал превращаться в воду.
Воспитатель: - Скользкий ли лед после того, как посыпали солью?
Дети:- Нет.
Вывод: Лед под воздействием соли разрушается и становится шероховатым, не скользким. Значит, соль можно использовать, как и песок, для борьбы с гололедом.
Вопросы к детям:
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
-Чем посыпают дороги в гололед?