Наталья Галанцева
Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие на Крайний Север Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Создать условия для:
- взаимодействия друг с другом в подгруппах;
- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;
- выражения детьми своих чувств и мыслей;
- познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов);
- составления рассказов-рассуждений (доказательств) о животных в подгруппах.
2. Создать условия для:
- расширения первичных представлений об особенностях природных условий Крайнего Севера и тундры;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Путешествие на Крайний Север Земли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- расширения представлений детей о многообразии животного мира на Земле, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой их обитания.
3. Создать условия для:
- воспитания бережного отношения к родной природе, в том числе к Северным районам;
- интереса к исследовательской деятельности.
Оборудование: льдина, морж-игрушка, ведёрки с водой, крем, салфетки, ноутбук. гимнастические палки, фонограммы песен, световой шар, картинки с животными, трафареты животных.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам житель Крайнего Севера. Я знаю, что вы любите всё необычное, новое и интересное, с удовольствием играете в различные игры. А еще мне известно, что вы умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей. Поэтому хочу вас пригласить на экскурсию по Крайнему Северу. Увидите, в каких условиях я и мои друзья живем. Для вас я приготовлю приятные сюрпризы и задания. Ваш Умка»
- От кого пришло письмо?
- Хотите попасть на Север?
II. Основная часть
Рассматривание глобуса
- Знаете, где находится Крайний Север?
- Перед нами модель нашей планеты. Как она называется? (глобус). Посмотрим на глобусе, где расположен Крайний Север (отметить, где находится наш город и где расположен Крайний Север).
- На самом краешке планеты располагается эта часть земли, именно поэтому она получила название Крайний Север. Почему Северный полюс окрашен в белый цвет? (там много льда и снега).
- Зимой температура здесь может опускаться ниже -50 градусов. А существует ли там лето? (Да, но оно короткое и холодное, температура поднимается не выше +12 градусов). Здесь холодно и зимой, и летом.
- День с ночью не чередуются, как у нас, полгода солнце не сходит с неба, как днем. И это время получило название «полярный день». А существует еще и полярная ночь? Что это за явление такое? (когда солнце скрывается на полгода за горизонтом и вокруг словно наступает ночь).
- На Крайнем Севере располагается и самый холодный океан - Северный Ледовитый. Почему люди дали океану такое название? (ответы детей, показывают расположение океана на глобусе).
- Этот океан покрыт льдами, толщина которых достигает высоты трехэтажного дома.
- Обратите внимание, как далеко расположена эта земля. А вы хотели бы побывать в этих краях? Как же можно туда добраться? Может быть, по реке? (нет, потому что нет прямой реки до Крайнего Севера). Может, на поезде (поезда тоже туда не ходят). На чем же тогда туда доберемся? (на самолете).
- Мы узнали, что там очень холодно, значит, нам нужно теплее одеться (Имитируем одевание).
Полетели на самолете под звуки взлета самолета. Приземляемся на льдину.
Путешествие на льдине
- Ой. Откуда здесь льдина? А кто это на ней? Да это же морж. А откуда он здесь? И где он живет? (он живет на Севере, в Арктике).
- А отправиться нам на Север поможет морж на своей льдине. Скорее на льдину!
(звучит фонограмма из м/ф «Умка»)
- Вот мы и приплыли. Давайте посмотрим, где мы находимся (Дети подходят к компьютеру и смотрят презентацию об Арктике)
Презентация «Крайний Север»
Дети проходят к компьютеру, присаживаются, смотрят видео материалы об Арктике?
Вопросы о просмотренном.
Какой климат в Арктике?
Чем отличается Арктика от нашей местности?
Какие животные характерны для Арктики?
Исследование «Кто на Севере живет?». Работа в тройках
- Ребята, а что это у нас на столах. Да это же задание, которое приготовили нам моржи.
Задание: из серии картинок выбрать те, которые относятся к Северу.
Составить рассказ-рассуждение о животном.
Опыт (Крем, вода, ведёрки, салфетки)
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему животные на Севере никогда не мёрзнут, когда находятся в воде? Проведем опыт.
- Возьмите намажьте одну руку кремом, а другую погрузите в воду, затем погрузите вторую руку в воду, выньте руки и воды. Что вы заметили? (Кожа, смазанная кремом не намокает, вода с неё скатывается).
ВЫВОД: Смазанная жиром шерсть животных не намокает и оберегает от переохлаждения.
Постройка чума
- А вы знаете, что жир животных помогает и людям на Севере спасаться от холода. Люди, чтобы не замёрзнуть смазывают лицо жиром животных. А может кто-нибудь знает из вас в каких домах живут люди на Крайнем Севере? (Народы Крайнего севера живут в чумах. Чум-сооружение из палок покрытое шкурами животных. (показываю фото)
- А давайте попробуем сами построить чум. (дети строят чум)
-Ребята, а сколько мы палок использовали для построения чума.
- 6
- А нас сколько всего?
- Тоже 6.
- Значит количество палок и вас?
- Одинаково или равное.
Мы изрядно потрудились, теперь пора отдохнуть.
Физминутка
фонограмма «Увезу тебя я в тундру»
Рассматривание северного сияния
- А что это там сверкает? Давайте посмотрим.
(Дети проходят в коридор и смотрят на свечение искусственного северного сияния)
- На Севере, когда происходит северное сияние, то снег переливается всеми цветами радуги.
- Интересно как это происходит?
Опыт №2 (искусственный снег, фонарики,цветные прозрачные плёнки)
Дети поднося к светящемуся фонарику цветную плёнку и рассматривают искусственный снег.
ВЫВОД: При цветном свечении снег меняет цвета и принимает тот цвет, который на него светит.
Фонограмма «Звук вьюги»
- Ребята, мне кажется,что скоро начнётся вьюга, поэтому нам нужно возвращаться домой.
Но для начала давайте перед вьюгой утеплим животных.
(Дети приклеивают шерстку животным на трафареты из синтепона)
- Теперь возвращаемся на льдину. (Звучит музыка).
III. Заключительная часть
- Где мы с вами побывали?
- Что нового узнали?
- Что нам помогло в путешествии?