Анастасия Флюнт
Познавательно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ «Река времени: Часы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с использованием ИКТ «Река времени : ЧАСЫ» (подготовительная группа)
Цель: развитие «чувства времени» с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи:
1. Познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о разнообразии часов.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ „Река времени: Часы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, вести диалог с воспитателем и сверстниками.
3. Расширить словарный запас детей (циферблат, механические, огневые, карманные часы).
4. Формировать познавательные действия с использованием ИКТ, экспериментальной деятельности.
Методы и приемы:
• Наглядный метод (презентация, демонстрация часов)
• Практический метод (экспериментальная деятельность)
• Игровой метод (загадка, физминутка, работа на интерактивной доске)
• Словесный метод (беседа, объяснение, высказывания)
Оборудование: лампа, контейнер с песком, цифры, трубочки, салфетки, макет водяных часов из пластиковых бутылок, механические, песочные часы, «река времени», картинки с изображением часов разных времен, клей, ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет о реке, аудиозапись «Звуки воды», «Часики тик-так».
Планируемые результаты: дети могут поддерживать беседу о часах, времени, сопровождая эмоциональной речью; рассуждают, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции (интерес, радость); включаются в самостоятельную экспериментальную деятельность; дошкольники применяют навыки работы с интерактивной доской.
Восп: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Присаживайтесь. /возле экрана по обе стороны/
Я хочу вам загадать загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Носят их не для красоты —
Они показывают время
И называются … (часы)
Восп: Правильно ребята, это часы!
Вы хотели бы узнать, как определяли время наши предки?
Тогда я хочу предложить вам путешествие на теплоходе по необычной реке – реке времени. Река идет всегда только вперёд и не возвращается, точно также, как и время, не возвращается назад. Давайте договоримся, что во время путешествия будем дружными и будем помогать друг другу. Вы согласны? Тогда занимайте свои места. /сели в теплоход/
(звучит музыка, на слайде река движется плавно….)
Восп: «От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он назад поплыл сначала, а потом поплыл вперёд,
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход».
Ребята, вы видите берег?
ДРЕВНОСТЬ (СЛАЙДЫ)
Восп: Ой, ребята, смотрите мы с вами попали в эпоху древности, первобытных людей, это было давным-давно. Присаживайтесь на стульчики возле экрана.
Как вы думаете, как люди в эпоху древности отмеряли время? (ответы детей, были «живые часы» - петух, по цветам).
Правильно, часов раньше не было, и поэтому люди придумали солнечные часы, их принято называть древним греческим именем — Гномон. У них был циферблат. А кто знает, что это такое? (ответы детей)
Циферблат (т. е. круг) таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. (СЛАЙДЫ)
А теперь мы с вами попробуем вместе представить солнечные часы. Лампа будет нам заменять солнце. Вот смотрите, циферблат, стержень, представим, что наше солнце находится здесь (лампа поворачивается, ребята, сколько времени показывает сейчас? /воспитатель показывает сама/
А теперь давайте разобьёмся на 2 команды.
Задание 1-ой команде, солнечные часы должны показывать 5 часов вечера. Задание 2-ой команде, ваши часы должны показывать 2 часа дня. Приступим!
ОПЫТ с часами.
Давайте посмотрим, получилось ли всё у 1-ой и 2-ой команды, и понаблюдаем за нашими часами (высказывания детей). Молодцы! Справились с заданием. Присядьте у экрана.
А были ли они удобными солнечные часы? Почему нет? (когда не было солнца, часы не работали, лампа выключается). Всё правильно, молодцы!
А что же было дальше?
Огневые часы, (СЛАЙДЫ) измерением времени стала свеча. На вопрос: «Который час?» следовал ответ: - «Две свечи»; что соответствовало примерно трем часам ночи, поскольку вся ночь делилась на три свечи. Как вы считаете, когда люди понимали, что прошёл час, два и т. д? /в свечу были вставлены металлические пластинки на каждый час, когда час прогорал пластинка падала и люди слышали, что время прошло/.
Такие часы были дешевы и удобны, но неточны, т. к. скорость выгорания воска у свечей была разная, кроме того такие часы неудобно использовать там, где есть ветер, т. к. свеча постоянно затухала. И тогда изготовили:
Водяные часы. Их называли «Клепсидрой», что по-гречески означает «Похитительница». (СЛАЙДЫ)
Сосуд изготавливался, как правило, из металла, глины или стекла, наполнялся водой, которая медленно, по капле, вытекала, понижая уровень воды, а деления на сосуде определяли который час.
У нас есть макет водяных часов, они изготавливаются из 2-ух пластиковых бутылок. /показывает макет маленьких часов/
Как вы думаете, дети, за сколько времени вода из одной бутылки перельется в другую? Давайте проверим, кто оказался более точным, засекаем время. /наливает воду в верхнюю бутылку/
Показывает 2 макет водяных часов большего размера. А как вы думаете, сколько здесь понадобится времени, чтобы вода закончилась?
С родителями дома вы тоже можете изготовить макет водяных часов, объем можете выбрать больше или меньше, чем у нас и понаблюдать, за сколько времени вы, например, одеваетесь, чистите зубы и т. д. а потом поделитесь с нами.
Как вы считаете удобны ли были такие часы? Почему? (ответы детей) нет, т. к. постоянно нужно было подливать воду, неудобно было ходить с такими часами.
А теперь давайте немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА ТИК-ТАК (фиксики)
Мы отправляемся дальше, присаживайтесь в теплоход (звучит музыка, на слайде река движется плавно….)
Восп: «От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он назад шагнул сначала, а потом поплыл вперёд,
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход».
Ребята, вы видите берег?
Ну вот ребята, а теперь мы оказались в ЭПОХЕ СТАРИНЫ.
Присаживайтесь к экрану.
Старина - это время, которое было после древности.
Как вы думаете, какие часы появились в эту эпоху? (ответы детей)
Песочные часы. После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. СЛАЙДЫ
У этих часов нет ни стрелок, ни циферблата. Сделаны они из стекла. Две стеклянные колбы соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхней колбы сыплется в нижний.
Высыпался песок, значит прошло 3, 5, 10 минут, смотря сколько песка находится в колбах. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту и на 10 минут. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту?
Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)
Удобны ли были такие часы? Почему? (ответы детей) нет, т. к. часы неудобно носить с собой. Их надо постоянно переворачивать.
Восп. А мы отправляемся дальше, присаживайтесь на свои места в наш теплоход. (звучит музыка, на слайде река движется плавно….)
«От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он назад шагнул сначала, а потом поплыл вперёд,
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход».
Ребята, вы видите берег?
Мы очутились в современном мире – это то время, в котором мы сейчас живём.
Воспитатель. Время шло. Люди придумывали всё новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. (СЛАЙД).
Ребята здесь несколько стрелок, что каждая из них показывает? (ответы детей). У нас есть часы, кто может показать на них во сколько он просыпается? Может быть кто-то нам покажет во сколько часов начинаются занятия в детском саду? А сколько они длятся? Покажи на часах (полчаса). /желающий ребенок выходит, крутит стрелки/
Целый час это сколько минут? А полчаса это сколько? А если у нас прошло полчаса, то большая стрелка, сколько должна пройти? (полкруга). Кто сможет мне показать половину пятого часа? /желающие дети выходят, крутят стрелки, показывают нужное время/
А чем отличаются механические часы от электронных? Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. Не нуждаются в заводе электронные часы. (СЛАЙД) Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.
Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали (наручные, карманные, будильник, башенные и т. д.).
А теперь, ребята, давайте поиграем, смотрите внимательно на доску, вы по 1 человеку выходите и отвечайте на вопросы.
ИГРА на интерактивной доске. Задания:
1. Какие часы не использовали в древности?
2. Какая стрелка самая быстрая на часах?
3. Каких часов нет в современном мире?
4. Какие часы не использовали в старину?
5. Какие часы принято называть древним греческим именем «Гномон»?
6. Какие часы называли «Клепсидрой»?
7. Какие самые точные часы?
8. Какая стрелка самая медленная?
9. Какие часы работают на батарейках?
10. Отгадай загадку: «ходят кругом друг за другом….»
11. Закончи пословицу: «Делу время – потехе….»
Воспитатель: Молодцы! Ребята понравилось вам наше путешествие по реке времени? Что больше всего запомнилось? Что вызвало затруднения? Почему? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? А расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня с вами занимались?
У нас с вами есть река с разными эпохами и картинками. Сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, о чём мы сейчас говорили, и распределить те часы, которые были в эпоху древности, старины и которые есть в нашем времени. /дети приступают к оформлению реки времени/
Давайте посмотрим. Молодцы, всё правильно сделали, а теперь я предлагаю отправиться в группу и дополнить нашу выставку часами разных времён и вывесить нашу реку времени.