Валентина Алексеева
НОД «Календари бывают разные» с использованием технологии «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема НОД: «Календари бывают разные»
Вид НОД: формирование целостной картины мира
Форма НОД: «Река времени»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Формы организации: фронтальная
Публикация «НОД „Календари бывают разные“ с использованием технологии „Река времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Планируемый результат: ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, социальными знаниями о социальном мире. У ребенка развита мелкая моторика.
Цель: Закреплять у детей понятие «календарь». Проследить существенные изменения, произошедшие в течение определенных отрезков времени.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к своему народу и к его прошлому.
2. Воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.
3. Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности.
Развивающие задачи:
1. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
2. Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора места, участников совместной деятельности.
3. Развивать свойства непроизвольного внимания посредством стимулирования игровыми ситуациями.
4. Развивать умение измерять время при помощи календаря.
Обучающие задачи:
1. Продолжать знакомить детей с разновидностями календаря и его назначением для людей.
2. Научить измерять длину народной меркой – пядью.
3. Помочь освоить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
1. Обогащение детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
3. Воздействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей.
5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.
6. Возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания:
Выдвижение системы положительных целей
Воспитание через взаимодействие
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
Принципы обучения:
Принцип деятельности – реализация разнообразных видов деятельности.
Принцип предметности – использование предметов и их изображение.
Принцип доступности
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: карта-панно «Река времени». Мяч. Мелкие картинки, клей, салфетки. Мультимедийная презентация «История календаря».
Учебно-методический комплект:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
3. Дыбина, О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
Ход НОД:
Этап 1. Обсуждение реального события. Метод: беседа.
Работа с календарем :
- Ребята, какой сейчас месяц? Найдите на календаре.
- Какое сегодня число? Определите, какой сегодня день недели?
- Что придумали люди, для того чтобы узнавать определенную дату? (Календари).
Этап 2. Постановка цели исследования. Методы: Эмоционального стимулирования. Проблемно-поисковый
- Интересно, когда появился календарь. Вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я хочу отправиться по реке времени, чтобы узнать историю календаря. Кто хочет со мной путешествовать? (Расстилается «река»). На что это похоже? Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на … (пароходе).
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход,
Дети встали.
Раз, два,
Он шагнул назад сначала.
Шаг назад.
Раз, два,
А потом шагнул вперёд.
Шаг вперёд.
Раз, два,
И поплыл, повремени, по речке,
Волнообразное движение руками.
Набирая полный ход.
Ходьба на месте.
Этап 3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. Методы: Получение новых знаний. Развития познавательного интереса.
Педагог демонстрирует слайды. Дети рассматривают иллюстрации.
Первая остановка.
Слайд 2. Раньше календари выглядели по-другому. При раскопках учёные археологи находили древние каменные и глиняные календари, сделанные много веков назад. Посмотрите на слайд, что вы заметили? Первый календарь придумали египтяне – они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь.
Слайд 3. Во времена зарождения христианства официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря). Древнеримский каменный календарь : наверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы. Посредине изображен зодиак, а слева и справа — числа месяца.
Римский «календарь фермера». На каждой стороне три месяца. Со знаком зодиака, названием месяца, количеством дней в месяце, продолжительностью дня и ночи в часах, защищающим божеством, работой в поле и самыми важными праздниками.
Слайд 4. Но римские жрецы запутали календарь. Эту ошибку исправил император Август. Окончательный вариант календаря введен папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль, который действует по сегодняшний день.
Слайд 5. Как вы думаете, у древних славян был календарь? Да, но он отличался от нашего современного календаря. У древних славян год так же делился на 12 месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы.
Январь - Славянское название "Просинец". Просинец - от появляющейся синевы неба в Январе. Время вырубки леса
Февраль - "Сечень", «Лютень». Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню. Лютый – лютые морозы
Март - "Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" – понятно почему.
Апрель - Древнерусские имена апреля: "Снегогон", «Цветень». Цветение садов
Май - названия "Травень". Природа зеленеет и расцветает.
Июнь - "Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много.
Июль - "Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный). Еще называли "Липец" – липа цветет в июле. И просто - «Макушка лета».
Август. А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу.
Сентябрь - «Хмурень» – погода начинала портиться.
Октябрь - Чудесное славянское название - "Листопад"– опадание листьев у деревьев. Иначе – «Грязник», от осенних дождей и хляби.
Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.
Декабрь - "Студень" – студёно, холодно!
- Итак, что мы узнали о древних календарях?
Вторая остановка.
- Отправляемся дальше (стихотворение «Пароход»).
Слайд 6. Появились первые рукописные календари. Календари были без отрывных листочков, они были похожи на книги. В них сообщались разные сведения, связанные с астрономией и счётом времени. Посмотрите на слайд, что вы заметили?
Слайд 7. В Древней Руси счет времени вели по четырем временам года. Новый год начинался сначала весной - 1 марта. Царь Иван III повелел считать началом года 1 сентября. Царь Петр I перевел Россию на европейское летоисчисление - новый год стал начинаться 1 января.
- Что вы можете рассказать о рукописных календарях?
Третья остановка.
- Пароход уже нас ждет (стихотворение «Пароход»).
- Сейчас существует самые разные календари. А какие календари вы знаете? У всех этих календарей есть общие черты. Давайте рассмотрим. Чем все календари похожи? (Раскладывает разные виды календарей, вовлекает детей в диалог).
Этап 4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Метод: Стимулирования отношений детей
- Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Это изображение календарей с древних времен до наших дней. Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени». Что необходимо сделать? Я предлагаю вам объединиться в группы. Сколько групп получится? Почему? Кто желает искать картинки на остановке «Прошлое»? Кто будет отбирать картинки для следующей остановки? Кто со мной будет работать?
Этап 5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Метод: Стимулирования и коррекции действий и отношений детей.
- Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать.
Классифицируют. Располагают картинки в определенном порядке.
- Посмотрите, все картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая?
Этап 6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения. Метод: Закрепления и повторения.
- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени. Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Что было самым сложным в пути? Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии?
Этап 7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
- Вы заметили, что у нас осталось еще место? Почему? Интересно, какие предметы для счета могут быть в будущем