Ольга Александрикова
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Что мы знаем о воздухе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе.
Тема: Что мы знаем о воздухе?
Образовательная область:Познавательное развитие.
Области интеграции: социально –коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Вид занятия: Экспериментирование
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе „Что мы знаем о воздухе?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Формировать представление детей о воздухе, через экспериментально- исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
-Расширять представления детей о свойствах воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется);
Уточнить знания о воздухе как необходимом условии жизни на Земле;
Развивающие:
Развивать навыки исследовательской деятельности;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа
1. Проведение беседы «Воздух на Земле».
2. Разучивание двух дидактических игр: «Отвечай быстро», «Да-нет».
3. Проведения экспериментирования «Свойства воздуха».
4. Организация консультации для родителей «Занимательные эксперименты».
Оборудование: карточки с символами, обозначающими методы исследования; листочки в клеточку, ручки; мантия, шапка ученого; книги о нашей планете; сумка-холодильник; воздушные шарики; палка (60 см.); миска, пластиковая бутылка.
Дети сидят на стульях полукругом, перед ними стоят стол и планшет.
Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые?
Дети отвечают.
Тогда я открываю заседание ученого совета. (Выбирает помощника.)
Помощник занимает место за столом.
Помощник символами будет зарисовывать всю добытую нами информацию. Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка. Слушайте внимательно.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Исследователи, ваша задача – получить как можно больше новых сведений о воздухе, подготовить сообщение, т. е. небольшой доклад. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить её.
На планшете выставлены методы исследования, изображенные символами:
- подумать самому;
- провести эксперимент;
- взять информацию из компьютера;
- посмотреть в книгах;
- спросить у другого человека.
Обратите внимание на эти методы. С чего мы начнем собирать материал?
Дети: Нужно вспомнить, что мы знаем о воздухе. Воздух не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха. Без воздуха невозможна жизнь на Земле.
Помощник символами фиксирует высказывания.
Воспитатель: Следующий этап – эксперимент. Вы много вспомнили о воздухе, а хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? Давайте подойдем к столу.
Опыт 1. К палке длиной приблизительно 60 см. с двух концов привязывают два надутых одинаковых воздушных шарика. На середине палки крепится веревочка. Палку подвешивают за веревочку в горизонтальном положении.
Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно?
Дети: Шары висят одинаково.
Воспитатель: А что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом?.
Дети высказывают предложения.
Давайте проверим. (Протыкает один из шаров.)
Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.
Почему изменилось положение весов?
Дети: Шарик без воздуха стал более легким.
Воспитатель: Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик?
Дети: Палка выровняется.
Воспитатель проверяет предложение детей на практике. Равновесие снова восстанавливается.
Воспитатель: Что же произошло?
Дети высказывают предложения.
Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.
Помощник символами фиксирует полученную информацию.
А вы знаете, какой воздух легче – теплый или холодный? Почему? Хотите узнать?
Опыт 2. На пустую, охлажденную пластиковую бутылку, надевают воздушный шарик. Ставят бутылку в миску с горячей водой. Воздух нагревается, ему становится тесно и он устремляется вверх. Шарик надувается.
Видите, значит, можно сделать вывод: теплый воздух легче, чем холодный.
Помощник символами фиксирует полученную информацию.
Где еще мы можем найти информацию о воздухе?
Дети: В компьютере.
Дети подходят к мультимедийному экрану и смотрят презентацию «Воздух можно услышать» в исполнении духовых инструментов флейты, кларнета, трубы.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель: Руки подняли и покачали.
Дети качают поднятыми вверх руками.
Это деревья в лесу.
Плавно опускают руки вниз.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Трясут кистями рук.
Ветер сбивает росу.
Машут руками перед собой.
В стороны руки, плавно помашем –
Руки разводят в стороны.
Это к нам птицы летят.
Поворачивают туловище с раскинутым в стороны руками.
Как они сядут, тоже покажем,
Приседают.
Крылья сложили назад.
Встают, прячут руки за спину.
Также мы можем посмотреть то, что нас интересует, в книгах. (Зачитает отрывок). «Когда встречаются теплый и холодный воздух, начинаются колебания. Так возникает ветер. Неправда, что от ветра одни только неприятности. Он уносит из города задымленный воздух, а на смену ему из полей и садов приходит чистый и свежий. Ветер переносит семена растений, разгоняет тучи и помогает летать воздушным змеям. У ветра такая сила, что он может делать самую разную работу. Например, крутить мельничные жернова и надувать паруса кораблей».
Куда мы сейчас отправимся за информацией? Правильно, пришла пора обратиться за помощью к другим людям. Много интересного знает Лидия Ивановна. Может, спросим у неё?
Лидия Ивановна: Не только человеку, но и всему живому на Земле нужен чистый воздух. Но дым заводских труб, выхлопной газ автомобилей, многочисленные пожары и даже извержения вулканов загрязняют его. Особенно загрязнен воздух в городах. Поэтому люди создали общество охраны природы. В нем занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.
Воспитатель: Сейчас я попрошу вас занять свои места.
Дети развешивают на планшете свои заметки – пиктограммы так, чтобы их видели все.
Давайте вспомним, что вы узнали, проведя исследование?
Дети расшифровывают пиктограммы. Если забыли обозначение, пиктограмма откладывается в сторону.
Много интересного мы узнали о воздухе. А как вы думаете, что самое главное мы узнали?
Дети: Воздух надо беречь. (Выбирают главный и второстепенные признаки изучаемого объекта.
Воспитатель: Наступило время научного доклада.
Дети выбирают докладчика сами. Ребенок надевает мантию и головной убор ученого. Опираясь на символы, он рассказывает о воздухе все, что узнали во время исследования.
Рефлексия.
Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить?
Дети высказываются.
О чем или о ком еще вы хотели бы узнать на следующей исследовательской работе?
Дети отвечают.