Екатерина Третьякова
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. НОД «Секреты лимона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты лимона»
Цель: знакомство дошкольников со свойствами лимона.
Задачи:
Образовательные:
– формировать у детей естественнонаучные представления об экзотическом фрукте-лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, НОД „Секреты лимона“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Темочки
– формировать умение получать сведения о свойствах лимона исследовательским и экспериментальным путем.
Развивающие:
– учить проявлять собственную исследовательскую активность и инициативу;
побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
– формировать умение детей формулировать простейшие выводы, фиксировать результаты исследований.
Воспитательные:
– формировать отношения между детьми, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи во время поисково-познавательной деятельности;
– воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Предшествующая работа: беседы: «Это интересно», «Цитрусовые»; «Блюда с яблоком».
Предварительная работа: работа с таблицами для фиксации результатов, составление описательных рассказов об овощах, используя таблицу. НОД «Свойства яблока» .
Оборудование: магнитофон, мольберт, мультимедийная установка, халаты для учёных.
Демонстрационный материал: силуэт лимонного дерева, его обитателей, таблица для фиксации результатов для воспитателя, оборудование для опытов №1, № 3 № 6, лимон.
Раздаточный материал: 8 - 10 силуэтов лимонов, таблица для фиксации результатов исследований на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Опыт № 1. Сосуды с водой, один очищенный и один неочищенный лимоны.
Опыт № 2. Стакан с крепким чаем для двух детей и долька лимона на каждого ребёнка.
Опыт № 3. Две половинки яблока, лимонный сок и пипетка.
Опыт № 4. Ватный диск с пятном от йода, пипетка, тарелочка с лимонным соком на каждого ребёнка.
Опыт № 5. Баночка с молоком, тарелочка с лимонным соком, деревянная палочка на каждого ребёнка.
Опыт № 6. стеклянная бутылка, 1 чайная ложка соды, 1 пакет лимонной кислоты, воздушный шарик, кувшин с водой 50 мл, пустой кувшин.
Методические приё мы:
Словесные: объяснения педагога, инструкции к выполнению, вопросы, стихи, загадка, рассуждения, выдвигаемые гипотезы детей, формулировка выводов;
Наглядные: внесение схемы для описания лимона (мультимедиа, лимонное дерево, таблицы для фиксации результатов опыта, оборудование для проведения опытов.
Практические: выполнение опыта, зарисовки, действия детей по инструкции педагога, пляска под русскую народную музыку (физкультминутка, пальчиковая игра.
Словарная работа: лимонная кислота, пятновыводитель, углекислый газ, окисляется, сквашивается.
Индивидуальная работа: помогать в ориентировании на листе бумаги (в таблице, следить за эмоциональным состоянием детей.
Ход занятия:
1 часть (дети, в костюмах «учёных», стоят полукругом) :
– Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот час мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
– Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на всех глядят!
Взгляните в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? (ответ детей)
– А какие? (ответы детей)
– И не строго, а с улыбкой
Очень тёплой и простой,
Гости нас встречают с вами.
Чем ответим – ДОБРОТОЙ!
– Давайте подарим им свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение, и пожелаем нашим гостям доброго утра (пожелания детей).
– Ну, что, мои юные исследователи, вы готовы к поиску неизвестного? (ответы детей)
– А вот чтобы узнать, с каким предметом и его свойствами мы сегодня познакомимся, вам надо отгадать загадку:
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его… (лимон).
– Верно, лимон (поднимает салфетку, достает лимон).
– Опишите лимон, какой он? Для этого мы будем передавать лимон по кругу, и ваш ответ будет начинаться со слова «лимон». Подсказкой вам будет схема на экране (дети выполняют задание, стоя в кругу).
– Дети, обратите внимание на лимонное дерево. Здесь живёт много обитателей, но с плодами - лимонами никто не желает дружить.
– Лимон привлекательный
Желтой расцветки,
На дереве жил,
Зацепившись за ветки.
Как пахли приятно
Лимонные щеки.
Под шкуркой бродили
Лимонные соки.
Но странно,
Никто не хотел с ним водиться.
Не ела его
Ни букашка, ни птица
– Ребята, хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте, раскрыть все секреты и подружить обитателей дерева с его плодами? (ответы детей)
– А хотели бы вы стать настоящими учёными-исследователями, и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов? (ответы детей)
2 часть (исследовательская деятельность детей за столами)
Опыт № 1 «Тонет – не тонет».
– Для проведения первого опыта нам понадобятся: ёмкость с водой и два лимона (1 - очищенный, 2 – в кожуре). Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (дети определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение.)
– А теперь положим очищенный лимон в ёмкость с водой. Что произошло? (ответы детей)
– А что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (предположение детей.). Проверим (дети кладут в воду неочищенный лимон). Что произошло? (ответы детей)
– В чём же секрет? (предположения детей).
– Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (ответы детей).
– Правильно, в кожуре лимона есть множество дырочек, куда попадает воздух.
– Какой можно сделать вывод? (рассуждения детей)
– Правильно, воздух, который находится в пористой кожуре лимона, держит его на поверхности воды.
– Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит таблица для занесения результатов опыта. Давайте найдём строку под №1. Здесь нарисованы две ёмкости с водой. Закрасьте жёлтым карандашом лимон, который плавает (дети зарисовывают результаты опыта)
Опыт № 2 «Чай с лимоном» (исследовательская деятельность детей за столами, в парах).
– Лимон незаменимый продукт на кухне. Его используют для приготовления множества блюд или просто кладут в чай. Лимон нужно класть в тёплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре все полезные вещества разрушаются.
– А что происходит, когда лимон добавляют в чай? (ответы детей)
Дети кладут по дольке лимона в чай.
– Что произошло? (дети рассуждают)
- Какой можно сделать вывод? (рассуждения детей)
– Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает его кислым, в результате этого чай и становится светлым.
– Найдите строку № 2 в своей таблице и занесите результаты опыта: бокал с чаем, в котором нарисован кружок лимона, закрасьте светло-коричневым карандашом, а чай в бокале без лимона, темно-коричневым (дети зарисовывают результаты опыта).
– Вы, ребята, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного кисловатый,
В нём полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать.
Опыт № 3 «Лимон – защитник» (воспитатель проводит демонстрационный опыт).
– Посмотрите, у нас есть яблоко, разрежем его на две половинки.
– Что может появиться на срезе у этих половинок яблока? (предположения детей)
– Почему появляется коричневый налёт на срезе? (рассуждения детей)
– Правильно, в яблоках содержится много железа, а на воздухе железо темнеет.
– Как вы думаете, что произойдет с яблоком, если на него нанести лимонный сок? (предположения детей)
– Возьмем пипетку и нанесём лимонный сок на одну из половинок.
– Пока мы ждем результаты опыта, отдохнём (дети встают в круг, передают друг другу лимон, произносят считалку)
Физкультминутка:
Завертелся, закружился
И по кругу покатился.
Где остановился,
С тем и подружился.
Выходи, не зевай,
Свою пляску начинай!
(ребёнок, у которого по окончании считалки в руках оказался лимон, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию, остальные дети повторяют его движения).
– Дети, давайте вернёмся на свои места и рассмотрим результаты реакции. Какие изменения произошли с нашими половинками яблока? (рассуждения детей)
– Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
– Правильно, сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому половина яблока осталась светлой.
– Найдите строку № 3 и зафиксируйте результаты опыта: одну половину яблока закрасьте коричневым цветом, а другую оставьте не закрашенной (дети зарисовывают результаты опыта).
Опыт № 4 «Лимон – пятновыводитель» (исследовательская деятельность детей за столами).
– Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать, лепить. … А если вы испачкали одежду красками, фломастерами или чем-то другим, и осталось пятно, чем мама его выводит? (ответы детей)
– Как вы думаете, сок лимона поможет вывести пятно? (ответы детей)
– Хотите проверить? (ответы детей)
– У вас на столе лежит ватный диск с пятном от йода. Наберите пипетками лимонный сок и смочите им пятно на ватном диске.
– Что происходит с пятном? (ответы детей)
– Какой можно сделать вывод? (рассуждения детей)
– Правильно, лимонный сок помог вывести пятно. Лимон может служить безопасным пятновыводителем.
– Найдите в таблице найти строку № 4 и зарисуйте результаты опыта, перечеркнув пятно (дети зарисовывают результаты опыта).
Упражнения «Выжимаем сок из лимона» (дети стоят около своего стола).
– Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимаем как можно сильнее правую руку в кулак. Чувствуем, как напряжена правая рука. Затем бросаем «лимон» и расслабляем руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю
(дети выполняют это же упражнение левой рукой).
Опыт № 5 «Лимон и молоко» (исследовательская деятельность детей за столами).
– Дети, посмотрите, у вас на столах в баночках стоит молоко. Как вы думаете, что случится с молоком, если в него добавить лимонный сок? (предположения детей)
– Осторожно вливаем сок в молоко, размешиваем деревянной палочкой и ждем результата (дети выполняют).
– Расскажите, что у вас получилось? (рассуждения детей)
– Какой вы сделаете вывод? (ответы детей)
– Правильно, молоко от лимонного сока свернулось, образовались белые хлопья. Молоко превратилось в кефир.
– Зарисуйте результаты исследования в строчке под № 5. (дети зарисовывают результаты опыта).
Опыт № 6. «Как с помощью лимона надуть воздушный шарик» (демонстрационный опыт проводит воспитатель).
– Дети, как вы думаете, можно надуть воздушный шарик с помощью лимона? (ответы детей)
– Хотите узнать, что будет, если соединить соду с лимонной кислотой? (рассуждения детей)
– Растворяем в стакане воды лимонную кислоту и переливаем в бутылку. Насыпаем в бутылку 1 ложку соды и быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик (дети наблюдают за результатом опыта).
– Дети, расскажите, что у нас получилось? (рассуждения детей)
– Правильно, от соединения лимонной кислоты и соды, образовался достаточный объём углекислого газа, чтобы надуть шарик.
– Зарисуйте результаты опыта в своих таблицах.
3 часть (дети стоят полукругом).
– Дети, сегодня мы узнали, что лимон не только полезный фрукт, но и волшебный, с ним можно проводить очень интересные опыты.
– А что нового вы узнали про лимон? (ответы детей)
– Какие свойства лимона и лимонного сока вы запомнили? (ответы детей)
– Какой опыт вам понравился? (ответы детей)
– Дети, как вы считаете, удалось нам доказать, что лимон настоящий волшебник? (ответы детей)
– Кто считает, что мы смогли подружить обитателей лимонного дерева с его плодами, поместите свой лимон на ветки дерева. Если нам что-то не удалось, поместите лимон под деревом (дети располагают силуэты лимонов).
– Всем учёным спасибо за доброе дело и новые открытия.
Таблица фиксации результатов исследования «Секреты лимона»