Колдаева Ирина
Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Колдаева И. А.
Воспитатель,
МБДОУ №194 г. Челябинска
Познавательно-исследовательская
деятельность детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: в статье раскрываются особенности познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Познавательно – исследовательская деятельность рассмотрена как количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках ребенка. В статье поставлен вопрос о создании и целесообразности педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: педагогические условия, познавательная деятельность, познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования педагогических условий организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста определяется основной идеей – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие», которая не отражена в полном объеме современных программах ДОУ [6].
Научная картина мира может быть сформирована в познании ребенком предметов и явлений окружающего мира, что обеспечивает всесторонний образовательный процесс в детском саду, который имеет на сегодня устаревший контекст. Отсюда, проблема познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является одной из наиболее актуальных для современного образования.
Изучение и исследование познавательно-исследовательской деятельности дошкольников объясняется еще и тем, что нередко приходится наблюдать картину резкого падения успеваемости детей, перешедших в школу. Как отмечают Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова, основными причинами данной проблемы могут явиться недостаточно накопленный дошкольниками фонд знаний, а также слабое развитие совокупности мыслительных операций, обеспечивающих приобретение этих знаний [2, C. 118].
Эти неутешительные данные показывают, что целенаправленную работу по познавательному развитию необходимо проводить именно в дошкольном возрасте.
Для того чтобы познание было полноценным, квалифицированным, необходимо соблюдать педагогические условия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями могут явиться: коррекционно-развивающая работа по их умственному развитию, программа дидактических игр по познавательному развитию. Кроме этого, и родители, и педагоги должны хорошо знать особенности и своеобразие умственного развития дошкольника.
С началом обучения познание выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер (Л. С. Выготский) [3].
Уровень и специфика познавательно-исследовательской деятельности, сложившиеся в дошкольном возрасте, являются основой дальнейшего обучения ребенка. Отсюда важность диагностики особенностей познавательно-исследовательской деятельности на ранних этапах пребывания в ДОУ и создание благоприятных психолого-педагогических условий для его развития и коррекции.
В ФГОС зафиксированы конкретные требования к предметно – развивающей среде группы ДОУ, которые включают педагогическую целесообразность, полифункциональность, трансформируемость, возможность организации совместной с взрослым и самостоятельной детской деятельности. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано : «Развивающая предметно – пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [5].
Реализация данных требований и принципов предполагает преодоление некоторых стереотипов и новый подход к формированию предметно – развивающей среды образовательного учреждения.
Обеспечение педагогической целесообразности возможно только на основе научной концепции, задающей критерии необходимого и достаточного количества предметов и материалов по созданию педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [4, C. 82].
В основе подхода по созданию педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста лежит принцип деятельности. Применительно к дошкольному возрасту данный принцип означает, что основу образовательного процесса составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребенка [5].
К этим видам деятельности дошкольника относятся : игровая, продуктивная и познавательно – исследовательская. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно созданию педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ способствует возможность данных видов деятельности, то есть включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, способствующие каждому из них. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ и развивающего потенциала игрушек и игровых материалов [4, C. 117].
У педагогов ДОУ вызывает затруднения проблема определения ценностных ориентиров для подбора материалов и оборудования, которые могут обеспечить целостный процесс развития и воспитания детей.
Работу с воспитателями лучше начинать с детального изучения принципов организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста согласно ФГОС к условиям реализации ООП дошкольного образования с учетом особенностей психического развития дошкольников на каждом возрастном этапе [5].
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Как отмечает Д. Б. Богоявленская, традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе) [1].
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Подбор материалов и оборудования дoлжен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
При создании предметно-развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением [4, C. 29].
Предметно-развивающая среда группового помещения по созданию педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.
Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.
При создании педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.) [2, C. 40].
Итак, можно выделить пути эффективного развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников :
1. Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.
Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или, где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат [3].
Наиболее распространенная ошибка педагогов, когда они используют форму прямого обучения. Предоставляя детям определенные сведения, они уходят от организации процесса самостоятельного детского исследования.
Такое обучение можно назвать, пассивным, так как ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность снижаются.
Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Для того, чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса.
Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять [3].
2. Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогами дошкольного образовательного учреждения. Это и обмен опытом, и копилка педагогических идей, и работа по самообразованию [2, C. 119].
Работа по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей :
• Разработка нововведений, новых форм и методик по активному участию воспитанников в воспитательно-образовательном процессе;
• Повышение квалификации педагогов через различные методические мероприятия;
• Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей;
• Мониторинг познавательно-исследовательской деятельности детей;
• Подготовка и проведение педагогических советов.
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.
Конкретные дела в стенах дошкольного образовательного учреждения всегда значимы для ребенка. Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.
Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному угасанию познавательной мотивации [1, C. 59].
Чтобы свести к минимуму риск подобных проявлений, в дошкольном учреждении следует организовать отработку различных форм взаимодействия с семьей. Такая форма как «Семейный исследовательский проект» способствует достижению положительных результатов и в области детского творчества, и в познавательной деятельности воспитанников, и в формировании бытовых навыках детей посещающих дошкольное образовательное учреждение.
4. Повышение профессиональных умений педагогов.
Наиболее эффективными формами повышения профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений были и остаются семинары-практикумы, открытые педагогические мероприятия, самообразование педагогов, проведение мастер классов, работа творческих микрогрупп в рамках работы над конкретным проектом или образовательной областью, конкурсы различного уровня, в том числе и внутри дошкольного образовательного учреждения, проведение открытых педагогических советов.
5. Предметно-игровая среда в детском саду служит зоной опережающего развития детей, способствует опосредованному обучению и познавательному развитию детей. Грамотно организованная предметно – игровая среда дошкольного образовательного учреждения способствует тому, что дети получают дополнительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, социальной жизни, истории человека, истории своей страны [2, C. 79].
В каждой возрастной группе должна быть организована познавательно – речевая зона, при этом воспитатель организует ее таким образом, чтобы дети имели возможность повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.
Таким образом, все вышеперечисленные условия способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, что важно при современных требованиях к системе образования в дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы
1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 2015. – 215 с.
2. Вопросы психологии и педагогики познавательной деятельности [Текст] / Отв. ред. И. Л. Баскакова. – М. : МПГИ, 2012. – 144 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры. [Текст] / Л. С Выготский. – Воронеж: МОДЭК, 2016. – 512 с.
4. Пономарев, Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. [Текст] / Я. А. Пономарев – М. : Просвещение, 2012. – 264 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] / https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"