Наталья Быханова
Познавательно-игровой проект «В гостях у фермера»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Золотой ключик»
(МБДОУ «Детский сад № 9 «Золотой ключик»)
Познавательно – игровой проект
«В гостях у фермера»
Быханова Наталья Викторовна,
старший воспитатель,
Веселова Елена Борисовна, воспитатель,
Янышевская Наталья Викторовна,
воспитатель
Междуреченск 2023
Содержание
1. Паспорт проекта 3
2. Пояснительная записка 4
Публикация «Познавательно-игровой проект „В гостях у фермера“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2024
3. Этапы проекта 6
4. Методы реализации проекта 8
5. План мероприятий по реализации проекта 9
6. Результативность проекта 12
7 Список использованных источников 13
Паспорт проекта
Название проекта «В гостях у фермера»
Авторы проекта Быханова Наталья Викторовна,
старший воспитатель,
Веселова Елена Борисовна, воспитатель,
Янышевская Наталья Викторовна, воспитатель
Название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Золотой ключик»
(МБДОУ «Детский сад № 9 «Золотой ключик»)
Тип проекта Познавательно-игровой
Продолжительность проекта Долгосрочный (1 год)
Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Этапы реализации проекта Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Реализуемые образовательные области Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Пояснительная записка
Земля – единственный источник богатства,
и лишь сельское хозяйство его приумножает.
Франсуа Кенэ (1694–1774)
Разумное использование природных ресурсов, трудолюбие является обеспечением богатства и процветания любого государства. Именно поэтому мы объясняем детям, что труд имеет большое значение для человека - кто трудится на земле, были и остаются самыми уважаемыми людьми.
По результатам мониторинга в вопросах ранней профориентации воспитанников у детей старшего дошкольного возраста, выявлен недостаточный уровень знаний о профессиях взрослых в сфере сельского хозяйства, обусловлено это тем, что мы проживаем в городе и не имеем возможности показать дошкольникам труд работников сельского хозяйства, особенности их профессиональной деятельности.
В связи с этим у педагогов ДОУ возникла идея ознакомления воспитанников с сельскохозяйственными профессиями в процессе создания и реализации проекта «В гостях у фермера», используя игровое дидактическое пособие «Домик в деревне» изготовленное по инновационной технологии «Фетровый конструктор».
В ходе реализации проекта «В гостях у фермера» систематизируются представление детей о труде работников сельского хозяйства. Игровое дидактическое пособие «Домик в деревне», как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС, а именно многофункциональность изготовленного пособия может быть использована в различных видах детской деятельности и в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Данное пособие содержательно, насыщено, трансформируемо, вариативно, доступно и безопасно.
Цель проекта : ознакомление дошкольников с сельскохозяйственными профессиями посредством использования игрового дидактического пособия «Домик в деревне».
Задачи проекта :
- познакомить старших дошкольников с профессиями: фермер, овощевод, садовод, цветовод, животновод, ветеринар, доярка, пастух, тракторист, а также с предметами труда и сельскохозяйственной техникой;
- развивать у детей мышление, память, диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать творческие способности воспитанников в конструктивно-модельной деятельности посредством использования фетрового конструктора, обогащать игровой опыт;
- воспитывать уважение к труду работников сельского хозяйства как значимому труду на благо людей и государства.
Планируемые результаты:
- систематизация знаний воспитанников о сельскохозяйственных профессиях;
- формирование умений использовать полученные знания в самостоятельной игровой и трудовой деятельности;
- возникновение предпосылок ранних профориентационных интересов к труду работников сельского хозяйства.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
• организовано родительское собрание «Детская игра – первый профориентир ребенка» в рамках проекта «В гостях у фермера»;
• организованна выставка методической литературы и дидактических материалов о сельскохозяйственных профессиях, исторических фактах, интересных научных открытиях в сельскохозяйственной сфере деятельности;
• изготовлены картотеки тематических бесед, художественного слова, игровой деятельности дошкольников;
• подготовлены презентации, видеоматериалы, короткометражные фильмы по ознакомлению детей с трудом работников сельского хозяйства.
Основной этап:
Организация мероприятий в соответствии с разработанным планом:
• Беседы с детьми «Чем занимается фермер?», «Что выращивает овощевод?», «Красивая профессия цветовод», «Какие животные живут на ферме»;
• Просмотрены короткометражные фильмы «Жизнь людей в селах и деревнях», «Уборка урожая», «Профессия - ветеринар»;
• Рассматривание иллюстраций «Сельское хозяйство», «Что растет на клумбах», «Фермерский двор», «Сельскохозяйственные машины»;
• Рассказы воспитателя «Как появились профессия фермер, доярка, ветеринар», «Трудолюбивая семья фермера», «Кто придумал профессию овощевод»;
• Рассказы из личного опыта детей «Наша дача, огород», «Цветы на нашей клумбе»;
• Виртуальная экскурсия на ферму, в музей истории трактора;
• Решение проблемных ситуаций «Почему работа фермера с раннего утра и до позднего вечера?», «Почему работа фермера круглый год? Что он делает весной, зимой, летом, осенью?», «Что нужно овощеводу, чтобы получить хороший урожай?»;
• Просмотр презентаций «Кто на селе первый работник?», «Кто живет и что растет на ферме»;
• Художественно-изобразительная деятельность детей «Животные фермы», «Огород моей мечты», «Мои любимые фрукты и ягоды», «Цветочный город»;
• Исследовательская деятельность «Откуда в магазине продукты питания (овощи, фрукты, молоко, яйца, мясо?», «Что вырастет из семян и семечка?»;
• Дидактические и режиссерские игры «Работа в огороде», «Соберем урожай», «Предметы труда работников сельского хозяйства», «Я – садовод», «Посади цветы на клумбу» и др. ;
• Чтение разнообразной детской художественной литературы о сельском хозяйстве;
• Трудовая деятельность «Посадка лука», «Посев семян цветов на рассаду» и ведение фенологического календаря.
Заключительный этап:
Проведение научно-практической конференции среди воспитанников старшего дошкольного возраста «Знакомьтесь – интересные профессии села!»
Методы реализации проекта
• проблемно-мотивационный (стимулирование активности детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми);
• метод наглядности (рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, фотоальбомов, просмотр презентаций и видеофильмов);
• словесный метод (беседы, использование художественного слова, объяснения, пояснения);
• эвристический метод (развитие активности, элементов творчества);
• частично-поисковый (получение определенных элементов знаний самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы и решая проблемные задания, сбор интересных фактов, исторических фактов);
• исследовательский метод (предположения, поэтапное логическое мышление);
• игровой метод (воображаемые игровые ситуации, действия с предметами игрового дидактического пособия, режиссерские игры);
• сотворчество (создание предметов для игрового дидактического пособия взрослого вместе с ребенком);
• репродуктивный метод (анализ ситуаций, имитация деятельности, выполнение по образцу, конструктивно-модельная деятельность).
План мероприятий по реализации проекта
Сроки Тема Совместная деятельность педагога с детьми, родителями
Сентябрь Подготовка материалов для реализации проекта
Родительское собрание «Детская игра – первый профориентир ребенка»
Организация выставки методической литературы и дидактических материалов о сельскохозяйственных профессиях, исторических фактах, интересных научных открытиях в сельскохозяйственной сфере деятельности
Создание картотек: тематических бесед, художественного слова, игровой деятельности дошкольников
Подбор презентаций, видеоматериалов, короткометражных фильмов по ознакомлению детей с трудом работников сельского хозяйства
Октябрь Знакомство с миром сельскохозяйственных профессий
Просмотр короткометражного фильма «Жизнь людей в селах и деревнях»
Беседа «Что такое сельское хозяйство»
Рассказ воспитателя «Трудолюбивая семья фермера»
Проблемная ситуация «Почему работа фермера с раннего утра и до позднего вечера?»
Просмотр презентации «Кто на селе первый работник?»
Исследовательская деятельность «Откуда в магазине продукты питания (овощи, фрукты, молоко, яйца, мясо?», «Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно вести хозяйство»
Дидактическая игра «Какую пользу приносят человеку домашние животные?»
Чтение художественной литературы по данной тематике
Ноябрь Знакомство с профессией «Фермер»
Рассказ воспитателя «Как появилась профессия фермер»
Виртуальная экскурсия «Ферма»
Беседа «Чем занимается фермер?»
Создание коллажа «Хозяйство фермера»
Проблемная ситуация «Почему работа фермера круглый год? Что он делает весной, зимой, летом, осенью?»)
Рассматривание тематического альбома «Кто помогает фермеру?»
Дидактическая игра «Предметы труда фермера»
Декабрь
Знакомство с профессией «Овощевод»
Рассказ воспитателя «Кто придумал профессию овощевод»
Рассказы из личного опыта детей «Наша дача, огород»
Просмотр короткометражного фильма «Уборка урожая»
Решение проблемной ситуации «Как получить хороший урожай?»
Организация режиссерских игр «Работа в огороде», «Соберем урожай»
Дидактическая игра «Что где растет?»
Трудовая деятельность «Посадка лука»
Ведение фенологического календаря
Исследовательская работа «Что вырастет из семян?»
Оформление выставки детских работ «Огород моей мечты»
Январь
Знакомство с профессией «Садовод»
Рассказ воспитателя «Как появилась профессия садовод»
Рассказы из личного опыта детей «Что растет у нас в саду»
Дидактическая игра «Соберем урожай»
Трудовая деятельность «Что вырастет из семечка?»
Ведение фенологического календаря
Оформление выставки рисунков «Мои любимые фрукты и ягоды»
Организация режиссерских игр «Я – садовод», «Собираем урожай»
Февраль
Знакомство с профессией «Цветовод»
Рассказ воспитателя «История профессии цветовод»
Рассказы из личного опыта детей «Цветы, которые растут на клумбе»
Беседа «Красивая профессия цветовод»
Рассматривание иллюстраций «Какие бывают цветы»
Изобразительная деятельность
Рассматривание гербария «Цветы, они всегда прекрасны!»
Исследовательская работа «Какие цветы любят мои члены семьи»
Проблемная ситуация «Почему цветы погибли?»
Оформление выставки детских работ «Цветочный город»
Трудовая деятельность «Посев семян цветов петунии на рассаду»
Ведение фенологического календаря
Организация режиссерских игр «Посадим цветы на радость людям», «Я – цветовод»
Март Знакомство с профессией «Животновод»
Рассматривание иллюстраций «Фермерский двор»
Решение проблемной ситуации «Зачем на ферме большое количество животных и птиц»»
Беседа «Каких домашних животных разводят фермеры?»
Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто в хозяйстве живет и что фермеру дает?»
Оформление выставки детских работ «Животные фермы»
Организация режиссерской игры «Животноводы»
Апрель Знакомство с профессиями:
доярка, ветеринар, пастух, тракторист
Беседа «Знакомство с профессией доярка»
Рассматривание иллюстраций «Профессия – ветеринар»
Виртуальная экскурсия «Сельскохозяйственная техника»
Решение проблемной ситуации «Куда увозят продукты с фермы?»
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Организация режиссерских игр «На ферме»
Оформление выставки детских работ «Работа разная нужна и для всех она важна!».
Май Научно-практическая конференция среди старших дошкольников «Знакомьтесь – интересные профессии села!»
Результативность проекта
Результатами реализации проекта являются следующие показатели:
• по итогам повторного мониторинга у 95 % воспитанников старшего дошкольного возраста сформированы представления о сельскохозяйственных профессиях как фермер, ветеринар, доярка, тракторист, пастух и т. д. ;
• у детей появился интерес к людям труда на селе, а также наблюдается бережное отношение к продуктам их трудовой деятельности;
• научно-практическая конференция показала успешность и результативность совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Список использованных источников
1. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия игры, беседы с детьми 5-7 лет. – М: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с. (Библиотека воспитателя).
2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М., 2007.
3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в ДОУ. / Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. - М. : УЦ «Перспектива», 2013. - 104 с.
4. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - №4.- с. 11-13.
5. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада. - М. : Просвещение, 1987. - 159, [1] с. : ил. ; 22 см
6. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – с. 70
7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми).
8. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа» : блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М. : ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
9. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 96 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).