Людмила Госниц
Конспект познавательной ситуативной беседы о хакасской юрте (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое ситуативная беседа?
Ситуативная беседа – специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей. Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных обучающих развивающих задач. Перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Конспект познавательной ситуативной беседы о хакасской юрте (средняя группа)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Средняя группа
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми:
- участие в ситуативном разговоре добровольное, основанное на интересе детей;
- позиция взрослого как партнера по общению;
- изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
- планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
- длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
- предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.
Технология проведения ситуативного разговор :
Ситуативный разговор строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Воспитателю нужно хорошо продумать логическую структуру ситуативного разговора : последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения. Ситуативные разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т. е. подмечает их в детской деятельности.
Познавательная ситуативная беседа о хакасской юрте (средняя группа)
Цель: Создание условий социальной ситуации развития в процессе совместной познавательной ситуативной беседы о хакасской юрте.
Задачи:
- Создать условия для развития умения использовать источники знаний адекватные возрасту и индивидуальным способностям;
- Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор;
- Создать условия для развития умения комментировать и делать спонтанные высказывания по определенной теме;
- Создать условия для развития умения формулировать свой интерес, умения выражать словами свои мысли;
- Создать условия для ознакомления детей с бытом хакасского народа. Приобщения детей к культуре хакасского народа, привития любви к родному краю, уважения к людям другой национальности.
Дети играют на ковре.
В: Дети, кто - нибудь сегодня, заметил новые предметы в нашей группе.
Кто - то обратил внимание на новую юрту.
Воспитатель: Посмотрите, что это такое?
Дети: Это юрта.
Воспитатель: Правильно, это юрта.
А юрта это что такое?
(Это жилище, дом, в котором очень давно жили хакасы Их жилища были совсем не похожи на дома, в которых мы сейчас живем).
Давайте рассмотрим юрту.
Юрта – это традиционное национальное хакасское жильё.
В давние времена хакасский народ занимался скотоводством (разводил скота – овец, лошадей, коров) и поэтому вёл кочевой образ жизни,
то есть они постоянно переходили из одного места в другое. Вот поживут люди немного времени в одном месте, овцы, лошади пасутся вокруг жилища, травку съедят, значит нужно перебираться на другое место. Это и есть кочевой образ жизни. Поэтому, юрта была очень легкой, ее можно было быстро разобрать и снова собрать. Юрту можно было сделать побольше или поменьше, если это нужно было.
По форме жилище хакасов были различными.
На мольберте три иллюстрации разновидности юрт.
Дети, что вы можете сказать об этих юртах?
Вот посмотрите, эта юрта пирамидообразной формы, четырёхугольной формы, а эта - многоугольная.
Ребята, а есть ли в юрте окна и двери?
Были ли окна и двери в юрте?
Правильно, окон не было в юрте, а вот двери всегда были открыты для гостей.
Дети, я вспомнила одно стихотворение – это игра со словами, кто его помнить повторяйте за мной.
Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки.
Слышится стук в дверь.
Воспитатель: Кто - то к нам идет?
Входит младший воспитатель в хакасском платье : Изенер, ребята!
Воспитатель: Здравствуйте, Катерина Федотовна.
Дети, на каком языке поздоровались с вами Катерина Федотовна? (На хакасском).
Давайте поздороваемся на хакасском языке
Катерина Федотовна: Я услышала ребята, что вы рассказывали о хакасской юрте. Но у хакасов не только жильё, но и национальная одежда.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какое красивое платье. Вам нравиться?
Что вы можете сказать об этом платье?
Катерина Федотовна: Спасибо ребята, я рада, что вам понравился мой наряд. А вы хотите посмотреть, что внутри юрты?
Воспитатель: Как это сделать? (что ответят дети - рассказать, посмотреть картинки, что–то прочитать, посмотреть фильм)
Я хочу пригласить вас посмотреть фильм.
Смотрят фильм про хакасскую юрту. (3 минуты)
Вопросы по содержанию фильма:
Про что мы посмотрели фильм?
Люди, какой национальности жили в этих юртах? (Хакасы)
Они жили по одному в юрте? (Семьями)
Как вы понимаете слово «семья»? (мама, папа, дед, баба, дети)
Какая была дверь в юте?
А какой был порог?
Для чего это нужно было?
Что было в центре юрты? (очаг)
Для чего нужен был очаг? (обогрев, приготовление пиши)
Как вы думаете, когда разжигали огонь, куда уходил дым?
Почему дети спали на полу?
На какие половинки делилась юрта?
Что вы видели на мужской половине?
Что было на женской половине?
А вы увидели, где стоял телевизор? (телевизора нет, не было электричества и не было еще телевизора)
А без телевизора скучно, правда, дети?
Как вы думаете, чем занималась семья вечером? (рассказывали сказки,
сочиняли и пели песни, взрослые шили одежду)
Катерина Федотовна: Дети, я знаю хакасскую национальную игру
«МЕЛЕЙ – ТАСТАЗАХ» (подкидывать рукавицу, хотите поиграть?
Цель игры: развитие ловкости, пространственной ориентировки.
Ход игры: в центр круга сначала заходит водящий «хозяйка» или «хозяин» и
показывает вышитую рукавицу, затем она или он быстро бросает рукавицу сидящим. Надо ее поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен ее поймать. От кого он поймает рукавицу тот садится вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.
Катерина Федотовна: Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Хочу вам сказать, что у хакасов не только народные игры национальные, но и очень много книг на хакасском языке. Я вижу у вас в книжном уголке тоже есть книги про жизнь хакасского народа, сказки хакасских писателей.
Воспитатель: Дети, я забыла у вас спросить, вы обратили внимание, где стоял холодильник в юрте?
Почему его нет? (нет электричества и не было еще холодильников)
Тогда где люди хранили продукты?
Вот вам домашнее задание узнать у родителей, где хранили продукты, когда не было холодильников?
Понравился вам фильм про юрту, а новая игра? Что вам больше всего запомнилось из беседы? Что расскажите дома родителям?