Елена Долгова
Познавательная беседа о липецком художнике Е. Сальникове в рамках городской воспитательной акции
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная беседа о липецком художнике Е. Сальникове в рамках городской воспитательной акции «Культурный код юного липчанина».
Составитель:
Долгова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
Липецк 2021
Познавательная беседа о липецком художнике Е. Сальникове в рамках городской воспитательной акции «Культурный код юного липчанина».
Темочки:
- Акции для детей, участие в акциях
- Беседа. Проведение бесед
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Липецкая область, город Липецк
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Цель беседы : в рамках городской воспитательной акции «Культурный код юного липчанина» познакомить детей с биографией и творчеством липецкого художника Е. Сальникова.
Задачи:
Обучающие:
-сформировать знания об исторической личности;
-познакомить с жанрами в живописи;
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
-развитие творческих способностей;
-умение работать в коллективе;
Воспитательные :
-воспитывать интерес к творчеству художников;
-воспитывать у детей чувство глубокого уважения к наследию и историческому прошлому Липецкой области и России;
Тип учебного занятия: познавательная беседа.
Методы: объяснительно - иллюстративный.
Приемы: беседа, работа с наглядным материалом (презентация).
Демонстрационный материал: ноутбук, презентация.
План занятия:
1. Организация начала занятия, актуализация знаний,
мотивация учащихся.
2. Теоретическая часть.
3. Игра «Виды пейзажей»
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия, актуализация знаний,
мотивация учащихся.
Здравствуйте ребята, мы с вами живем в замечательном красивом городе - Липецке. Быт культурным человеком, это в том числе, и знать историю и культуру родного края! Липецкая область богата известными талантливыми людьми. И наш с вами долг знать о них, знать историю города и гордиться великими земляками!
Насколько красив и живописен наш город, можно судить по работам местных художников. Свежими, обновлёнными выглядят мокрые после дождя улицы, яркими и солнечными — утопающие в зелени и цветах аллеи, величественными — храмы и памятники. На полотнах легко узнаются любимые места горожан — Петровский спуск, Соборная площадь, часовня Петра и Павла возле Нижнего парка, Городище, площадь Петра Великого, центральные улицы. Полюбилась живописцам и река Воронеж. Её запечатлели с разных ракурсов во все времена года. Мы видим и тихую заводь, и рыбака, сидящего на деревянном мостике, и янтарное осеннее многоцветье, отражённое в глубокой синей воде, и заснеженные берега городской реки.
Картины с видами Липецка хранятся в фондах многих городских музеев — Липецкого областного краеведческого, Липецкого областного выставочного зала, Липецкого областного художественного музея (Доме Губина) и его филиале (Доме мастера). Не один раз проходили тематические выставки, посвящённые нашему городу. Ежегодно фонды пополняются новыми работами с выездных пленэров липецкого отделения Союза художников России. Город меняется и развивается, и сегодня на картинах молодых художников появляются динамичные улицы города, ночные панорамы со сверкающей иллюминацией. Липецк в разных проявлениях остаётся запечатлённым маслом, темперой, акварелью.
2. Теоретическая часть.
Сегодня я хотела бы вас познакомить с творчеством замечательного липецкого художника, нашего современника, Е. Сальникова.
Евгений Павлович Сальников родился 15 сентября 1937 года в Липецке. Он относится к поколению детей, рожденных в самые трагические годы советской эпохи. Расстрелы, лагеря… Его дядя, родной брат матери, сгинул в лагерях. В 1941 году еще одна страшная потеря, погиб на фронте отец Жени. Ребенка пытались уберечь от тех невзгод, которые выпали на долю его семьи, поэтому воспоминание о детских годах осталось счастливым.
Семья жила в самом центре Липецка, на бывшей Дворянской улице (ныне улица Ленина). С какой теплотой в беседе с А. Новиковым Сальников вспоминает послевоенный провинциальный Липецк! «Я сорок лет своей жизни прожил в «Быхановском доме», он стоял рядом с Домом пионеров. Для меня Липецк той поры – самый настоящий рай. Только теперь начинаю понимать, как много мы потеряли: каждый дом был уникален, неповторим по архитектуре. У каждого дома был фруктовый сад. А какой был воздух! Наша улица, лишенная в ту пору даже общественного транспорта, имела уникальную мостовую из пиленого камня. Да и другие улицы были редкой красоты. Мальчишкой я буквально обследовал каждый уголок Липецка». Не случайно на протяжении многих лет образ родного города занимает центральное место в творчестве художника.
Первое посещение краеведческого музея, открыло перед юным Сальниковым удивительный мир живописи. Увиденные им картины Ю. Ю. Клевера и А. М. Васнецова потрясли воображение мальчика. А тесная дружба со старшим товарищем Виктором Соболевым дала толчок к серьезному увлечению живописью.
В 1951 году в 14-летнем возрасте Сальников уезжает учиться в Елецкое училище. Руководителем курса у него был Виктор Семенович Сорокин, который спустя годы, дал яркую оценку способностям Евгения Сальникова : «В училище Сальников отличался от других. Он был эмоциональный, хорошо чувствовал цвет, в живописи – аристократ. Не был натуралистом, не копировал натуру. И сейчас такой же. Мне нравится, что он свободен, в творчестве ничего не боится. Главное – не боится краски».
После училища, Сальников продолжил учебу в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Среди педагогов, которые менялись каждый курс, был и знаменитый А. А. Дейнека. Учеба в знаменитой Суриковке способствовала расширению творческого кругозора, освоению многообразия стилей, жанров и форм. Смелые поиски своей манеры письма не у всех находили отклик и поддержку. Из-за этого на пятом курсе у Сальникова произошел конфликт с ректором. Затем был уход в академический отпуск. Возвращение в творческую среду вуза не оправдало ожиданий Евгения Павловича. Ушли любимые учителя - Жилинский, Дейнека, а с новыми преподавателями начинающий художник полностью разошелся во взглядах и решил прекратить занятия.
В родной город художник вернулся без защищенного диплома. Сформированное в 1957 г. местное отделение Союза Художников было в самом начале своего пути. Это был замечательный, разноликий коллектив, состоявший из товарищей Евгения по Елецкому училищу. В 1968 г. Сальникова приняли в Союз художников СССР. На протяжении творческого пути у художника не всегда складывались отношения с устроителями выставок. Это было вызвано тем, что Евгений Павлович всегда сторонился общественных условностей, заданной тематики. И, тем не менее, он продолжал писать. Он много работал в монументальной живописи, затем заинтересовался станковой.
Особые чувства Сальников испытывал к натюрмортам. Самые ранние из них - небольшие по размеру, емкие по содержанию. Со временем натюрморт Сальникова объединяется с жанром интерьера. Эти картины хорошо передают размышления художника.
«Подсолнухи»
На протяжении всего творческого пути Евгений Павлович пишет автопортреты, портреты близких.
Портрет В. Сорокина
Немало работ мастер посвятил многообразию природы. Был период, когда тема пейзажа в творчестве художника встречалась нечасто. Причем писать он предпочитал в мастерской, т. к. не любил выходить на улицу с этюдником. Обратиться к пейзажу Евгения Павловича заставило творчество В. Сорокина. Для написания картины ему требовалась не столько натура, сколько настроение. Свои пейзажи художник называл фантазийными.
Сальников - художник всегда был интересен разнообразием жанров, тем, технических приемов. Все его работы объединяет неисчерпаемое удивление перед жизнью, глубокий интерес к любому ее проявлению. В далеком 1988 году в интервью Т. Нечаевой «Альтернативы не было» Сальников поведал о том, что хотел бы достичь того, чтобы его как художника ни с кем не путали. Ему удалось свою мечту претворить в жизнь. За годы плодотворного творчества Евгений Павлович выработал свой стиль в живописи, узнаваемый мгновенно.
Фото сделано на 80-летнем юбилее заслуженного художника России Евгения Сальникова.
3. Игра «Жанры живописи»
Ребята, напомню вам,что такое жанр живописи.
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Мы с вами пока были знакомы с портретом, пейзажем и натюрмортом. А сейчас познакомимся с остальными.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат, на нем изображены жанры живописи. Давайте обсудим, что мы видим…
А сейчас, я предлагаю нам всем вместе порассуждать и определить, какие жанры живописи представлены на следующих плакатах?
4. Подведение итогов.
Евгений Сальников всегда был интересен разнообразием жанров, тем, технических приемов. Все его работы объединяет неисчерпаемое удивление перед жизнью, глубокий интерес к любому ее проявлению. В далеком 1988 году в интервью Т. Нечаевой «Альтернативы не было» Сальников поведал о том, что хотел бы достичь того, чтобы его как художника ни с кем не путали. Ему удалось свою мечту претворить в жизнь. За годы плодотворного творчества Евгений Павлович выработал свой стиль в живописи, узнаваемый мгновенно.
5. Рефлексия.
Ребята, что нового для себя вы узнали?
Для чего нам нужны эти знания? Где мы их будем использовать?
Что больше запомнилось и понравилось вам из нашего занятия?
Изучая творчество различных художников, мы с вами постепенно погружаемся в удивительный мир искусства, знакомимся с его видами и жанрами. Нам это необходимо для нашего роста в художественной сфере, а также для общего развития, чтобы стать интеллектуально и культурно развитой личностью!
Ребята, я надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас интересным и познавательным! Липецкая область богата известными талантливыми людьми. И наш с вами долг знать о них, знать историю города и гордиться великими земляками!