Ольга Сидорова
Познавательная беседа о воде с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - Активизировать и расширять словарь.
- продолжать учить подбирать слова – признаки и слова действия к словам «снег», «вода», «пар».
- закреплять элементарное представление о круговороте воды в природе.
- закрепить знания о различных состояниях воды путем экспериментирования.
Оборудование: стаканчики по количеству детей; снег; вода; лёд; зеркало; лупа; аудио запись звуков льющейся воды.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Воспитатель. Дети, назовите, какое сейчас время года. (Зима.) Зима какая? (Холодная, морозная, снежная). Во что вы любите играть зимой на улице? (Ответы детей). Молодцы!
А теперь отгадайте загадку.
С горы сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда-
Руби хоть топором!
Нагрей её, и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам-
Зовут её (вода)
Сегодня мы с вами будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице – воде.
Как вы думаете, почему её так называют (Ответы детей).
Верно, вода бывает очень разной: быстрым ручейком, плескаться волной в море, превратиться в лёд или в горячий пар.
Давайте с вами вспомним о путешествии капельки. Мы на предыдущих занятиях наблюдали с вами путешествие капельки в природе. Капельки в природе путешествуют по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя или снега и падают на землю, образуя лужи, реки, моря, океаны.
А когда солнышко пригревает своими лучами, вода испаряется и возвращается обратно на небо, собираясь в тучки. Во время путешествия вода не исчезает, а превращается из одного состояния в другое. Когда вода выпадает из тучек, как вы думаете, в каком состоянии она бывает? (Ответы детей). Правильно, идет дождик – вода в жидком состоянии, а если идет снег – в твердом. Ребята, лёд – тоже твердая вода.
Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы снег или лед превратился в воду? (Ответы детей).
Мы сейчас с вами пойдем в научную лабораторию, присаживайтесь поудобнее и проведем несколько опытов.
Первый опыт:
Нальем из чайника воду в стаканчики, поднесем зеркало, как вы видите, оно запотевает появляется пар – это вода превратилась в пар.
Второй опыт :
Ребята, как вы думаете, что нам с вами нужно сделать, чтобы вода превратилась в лед? (Ответы детей). Вода состоит из молекул, из очень маленьких частиц, их не видно невооруженным глазом. Когда они замораживаются до состояния льда, частички очень плотно прижимаются друг к другу. А когда вода в жидком состоянии, значит частички отодвигаются друг от друга. Когда вода превращается в пар, значит, частички отлетают друг от друга далеко.
Третий опыт :
Мы возьмем с вами немного снега, и понаблюдаем, что с ним произойдет. (Ответы детей). Молодцы! Вы сами убедились на этом опыте, что от тепла рук наш снег начал таять и приобретать жидкое состояние.
А кто нам скажет какая вода?
Дети. (Мокрая, жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха).
Состояние какое воды мы с вами знаем?
Дети. (Снег, лед, пар)
Снег какой?
Дети. (Белый, чистый, хрустящий, серебристый, рыхлый)
Лёд какой?
Дети. (Холодный, твердый, хрупкий, прозрачный)
Пар какой?
Дети. (Прозрачный, теплый)
Снег что делает?
Дети. (Идет, летит, падает, сверкает, серебрится)
Лёд что делает?
Дети. (Царапает, холодит, сверкает, таит)
Пар что делает?
Дети. (Летает, согревает)
Ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Скажи наоборот»
Снежинка легкая, а сосулька (тяжелая)
Ручеек узкий, а река (широкая)
Земля черная, а снег ….(белый)
Родник чистый, а лужа (грязная)
Вода холодная, а пар (горячий)
Пруд маленький, а океан (большой)
Итог: Ребята, вы настоящие умники! Мы с вами узнали свойства воды, в каком состоянии бывает вода. Провели опыты о превращении воды. И что вода в разное время года, бывает в разном состоянии.
И теперь мы с вами можем смело сделать вывод, что вода на Земле нужна человеку и всему живому, чтобы расти и развиваться. Воду надо беречь!
Водичка – сестричка, где ты живешь?
В тучке серой
А скажи, ты к нам как придёшь?
С тучки дождиком упаду,
Землю досыта напою,
Речкой быстрой я побегу,
В море волнами покачу.