урусбамбетова мадина
Познавательная активность детей в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Обучающие:
• Формировать представление детей о плесени.
• Продемонстрировать детям процесс появления плесени на продуктах питания.
• Дать детям простейшие представления о микроорганизмах
2. Развивающие:
• Развивать познавательные способности (обогащать память, речь, мышление, внимание, умение делать умозаключения).
• Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
• Развивать умение делать простейшие вводы
• Обогащать речь детей новыми словами
3. Воспитательные:
Публикация «Познавательная активность детей в процессе экспериментирования» размещена в разделах
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
• Воспитывать положительные взаимоотношения.
• Формировать самостоятельность, трудолюбие, взаимопомощь.
• Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Образовательная область:
• Познавательное развитие
Интеграция познавательных областей :
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативная.
Виды деятельности:
• Познавательно-исследовательская;
• Игровая;
• Коммуникативная;
• Двигательная;
• Практическая.
Форма проведения:
• Совместная деятельность с детьми.
Вид НОД:
• Комплексное
Предварительная работа:
• Просмотр мультфильмов.
• Рассматривание иллюстраций.
• Наблюдения.
• Проведения опытов.
• Беседы.
Методы и приемы:
• Игровой: сюрпризный момент, физминутка.
• Словесный: рассказывание, вопросы к детям, ответы, пояснения, беседа, инструкция.
• Наглядный: показ способов проведения опытов, показ иллюстраций, инструкции, рассматривание с помощью лупу.
• Практический : экспериментирование – элементарные опыты, дегустация.
Словарная работа:
Обогащение словаря: вещество, опыт, плесень, лаборатория, раствор, микроскопические грибы, опытный образец.
Материалы и оборудование:
• Набор оборудования для наблюдений и экспериментирования «Дошкольник» НПО ЗАО «Крисмас+».
• Научно - познавательные наборы опытов из серии «Волшебнее опыты» НПО ЗАО «Крисмас+»
• Банка с вареньем и плесенью.
• Ломтик хлеба с плесенью в полиэтиленовом пакете.
• Фиксиборд (скейтборд).
• Одноразовые халата, колпаки, перчатки.
• Иллюстрация с правилами поведения.
• Иллюстрация с увеличенным изображением плесени.
• Лупы.
• Чайный набор.
• Емкость с водой не менее 150 мл.
• Хлеб свежий, полиэтиленовый пакет, влажные салфетки.
• Сыр Дорблю.
Структура НОД
I. Вводная часть -
• Сюрпризный момент.
II. Основная часть -
• Инструктаж о правилах поведения.
• Эксперимент №1 (опыт) – «Загадочный лес».
• Эксперимент №2 (опыт) – «Удивительная сосулька».
• Физминутка.
• Беседа «Плесень».
• Рассматривание иллюстрации «Плесень в близи».
• Рассматривание плесени через лупу.
• Эксперимент №3 (опыт) – «Выращиваем плесень».
• Мини – беседа «Полезная плесень».
III. Заключительная часть –
• Выводы.
• Дегустация.
• Рефлексия.
Литература:
1. Орликова Е. К. «Наблюдаем, делаем, познаем». Наблюдение и экспериментирование с природными объектами в детском саду; Методическое пособие,руководство для воспитателей детских садов и родителей. СПБ. : Издательство ЗАО «Крисмас+» 2019, стр.
2. Интернет ресурсы: иллюстрация, интереснее факты о плесени, физминутка.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня такая хорошая погода, светит солнышко.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь это просто!
Лучик солнца – это Вам!
У меня отличное настроение! А у вас?
Воспитатель выслушивает ответы детей
Воспитатель: Я решила вас немного порадовать и принесла баночку малинового варенья для нашего с вами чаепития.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы новые дает.
И друзей за стол зовет.
А вот уже и все готово. Проходите к столу.
Все проходят к столу садятся,воспитатель открывает баночку с вареньем
Воспитатель: Ой ребята, кажется это варенье испортилось! Посмотрите тут какая-то пленка? Что же это? Вы знаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей (плесень)
Воспитатель: Почему же она там появилась?
Воспитатель выслушивает ответы детей
Воспитатель: Что бы узнать это, я предлагаю нам с вами отправиться в лабораторию к профессору Чудакову.
А полетим мы к нему с помощью ФИКСИБОРДА. Чтобы полететь нужно, сказать:
1, 2, 3 взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами в лаборатории профессора Чудакова.
Ребята посмотрите, что за плакат здесь висит? Это правила поведения в лаборатории!
Давайте изучим правила и будем обязательно им следовать. (Воспитатель показывает картинку с правилами)
А еще в лаборатории находятся в специальной одежде.
(Воспитатель предлагает детям надеть халаты и шапочки)
Воспитатель: Что-то наш профессор задерживается. Где же он?
Входит Профессор Чудаков в халате и очках. Рассматривает что –то через лупу, и замечает удивленно гостей у себя в лаборатории.
Пр. Чудаков: Здравствуйте, дети! Меня зовут Профессор Чудаков. Мне очень нравится когда кто-нибудь заглядывает ко мне в гости. Сейчас я вам покажу свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
Ребята сегодня я провел удивительный опыт. У меня получилось вырастить загадочный лес в стакане. (показывает стакан с загадочным лесом).
Хотите мы с вами проведем этот опыт еще раз и понаблюдаем, как он вырастет.
Опыт № 1:
1. Нам нужно налить воду до красной отметки 50 мл на стакане.
Добавляем туда вещетво, прозрачную жидкость из флакончика №1 до черной отметки 100мл на стакане. Все компоненты тщательно перемешать стеклянной палочкой.
2. В полученную смесь нужно добавить мерной ложкой немного зеленых кристаллов из флакончика №2 и белое вещество в виде кружочков из флакончика №3. Мы должны постараться рассыпать кристаллы по всему дну стакана. Через некоторое время можно будет увидеть вот такой лес. (показывает стакан с загадочным лесом).
Воспитатель: Профессор, а что у вас здесь? (показывает на коробку с опытом)
Пр. Чудаков: А здесь мой новый опыт по выращиванию «удивительной сосульки». Хотите попробовать вырастить, здесь и инструкция есть.
Воспитатель: Ребята давайте попробуем? (Дети отвечают)
Опыт № 2:
Воспитатель: Нужно внимательно изучить инструкцию.
1. Здесь написано, что нужно налить в стакан воду до черной отметки 100 мл. Насыпать одну мерную ложку желтого вещества в виде кристаллов из флакона №1, раствор перемешать стеклянной палочкой. Промыть стеклянную палочку и вытереть сухой салфеткой.
2. Другой ложкой насыпать немного голубого вещества из флакона №2 на отрезок ткани, завязать реактив в ткани узелком и укрепить на стеклянной палочке так, чтобы ткань касалась раствора в стакане.
Понаблюдаем какие изменения будут происходить.
Физминутка:
Я прошу подняться вас – это «раз»
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Воспитатель: Профессор у вас здесь так увлекательно, интересно, что мы с ребятами даже забыли, что пришли к вам с вопросом. Мы открыли банку с малиновым вареньем и обнаружили там пленку, плесень (показывает крышку с плесенью). Нам очень интересно, откуда она там? И как нам поступить, можно ли есть варенье?
Пр. Чудаков: Одним из показателей того что продукт не свежий является плесень. Варенье с плесенью есть нельзя, оно испорченно.
В нашем питании используется много разных продуктов, и необходимо, что продукты были свежими и хорошего качества.
Но бывает и так что продукт хранятся неправильно, либо долго лежат, тогда появляется плесень, продукт с плесенью употреблять в пищу нельзя.
Мы с вами знаем грибы, которые растут в лесу, а плесень - это микроскопические грибы. Они живые (дышат, растут, питаются, двигаются и размножаются). Их можно рассмотреть через микроскоп (показывает увеличенную картинку плесени) и лупу. У плесени - неприятный запах, она очень опасна для человека, животных и растений.
Сейчас я вам наглядно покажу плесень. (Показывает хлеб с плесенью).
Возьмите лупы, и рассмотрите поближе эти микроскопические грибы (Дети берут лупы и рассматривают через них плесень).
Давайте с вами проведем опыт по выращиванию плесени.
Опыт №3
Нам нужно смочить кусочек свежего хлеба водой, смочить водой бумажную салфетку. Положить все в полиэтиленовый пакет и плотно закрыть, убрать в теплое место.
За опытным образцом нужно наблюдать несколько дней. Постепенно на кусочке хлеба будет появляться плесневое пятно, которое со временем будет увеличиваться в размерах. В конечном итоге вы увидите у себя на кусочке хлеба вот такую плесень (показывает конечный результат опыта на хлебе).
Что будет происходить со свежим кусочком хлеба, вы сможете понаблюдать в группе (передает воспитателю пакет с опытным образцом).
Заметьте ребята не всегда плесень на продуктах – это плохо. Есть и «полезная плесень». Специальная плесень используется при производстве сыров.
Один из таких сыров есть у меня.
Он полезен для сердца, суставов и костей.
Профессор показывает сыр с плесенью и дарит детям.
Воспитатель: Спасибо профессор Чудаков. Нам пора возвращаться обратно в группу, и там попробуем сыр. Ну что же отправимся на Фиксиборде обратно.
1, 2, 3 взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.
А вот мы снова в нашей группе, проходите присаживайтесь начнем пить чай, и пробовать необычный и полезный сыр.