Елена Садикова
Познавательная активность детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность – это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Благодаря познавательному развитию формируются личностные и интеллектуальные качества. Познавательная активность проявляется в интересе к миру, в стремлении научиться чему- то новому. Правильное воспитание детей является важнейшим условием их полноценного развития.
Темочки:
Умственное воспитание детей раннего возраста включает в себя задачи сенсорного развития, формирование памяти, внимания, мышления, воображения, речи, обогащение разными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр, занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время общения с другими детьми и взрослыми, во время прогулок.
Восприятие играет главную роль среди всех психических процессов. Во время игры или занятий дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, величиной. Развитие восприятия происходит во время обучения. Сначала ребенок играет с каким- то предметом, а затем знакомится с его свойствами. Если ребенка не обучать, его восприятие будет поверхностным.
Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Дети раннего возраста могут выполнять интересующую их деятельность в течение 8 – 10 минут. Они могут быстро прервать деятельность, увидев, например, другую игрушку у ребенка. Для маленького ребенка важное значение имеет новизна. Как только новизна исчезает, угасает и интерес. Взрослый может помочь ребенку, фокусируя внимание в нужном направлении, например, можно обратить внимание на детали игрушки, цвет, форму. На третьем году жизни малыша внимание становится более целенаправленным и устойчивым.
Память, как и внимание ребенка непроизвольны. Ребенок не ставит перед собой сознательной цели что-то запомнить. Он запоминает то, что произвело на него впечатление, что его интересует. Разнообразные игры представляют богатые возможности для развития его памяти.
Разнообразные впечатления являются предпосылками становления и развития воображения. Воображение проявляется в возрасте 2,5 – 3 лет, когда ребенок может связать умение действовать в воображаемой ситуации с воображаемым предметом.
В возрасте 1 – 3 лет складываются мыслительные процессы. Развитие мышления неразрывно связано с практической деятельностью и развитием речи. Мыслительные процессы проявляются в сравнении и различении признаков: формы, величины, цвета.
Второй год является решающим в развитии речи детей. Ребенок не только понимает речь, но и сам начинает использовать ее. В это время очень важным является общение со взрослыми людьми.
Потребность в новых впечатлениях лежит и в основе возникновения детского экспериментирования. Чем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается. Дети любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослых. Задача взрослых – заинтересовать и увлечь ребенка. Исследовательская деятельность детей этого возраста направлена на изучение живой и неживой природы.